|
щей благодати бога было бы достаточно, чтобы без
труда одолеть все препятствия, выдвигаемые закоснелостью евреев, которую
внушил им враг спасения. Во всем Новом завете евреи, которых он хотел
обратить, являются камнем преткновения для Иисуса.
Противник его, дьявол, опрокидывает все обширные проекты предвечного.
Сын его впустую умирает за избранный народ. Великое дело обращения рода
человеческого остается на долю учеников бога, ничего не сумевшего достигнуть
сам.
Каковы же эти люди, успевшие там, где сам бог потерпел неудачу? То были
грубые люди, взятые из подонков народа, лишенные образования. Их-то
предпочел Иисус людям просвещенным и через них возвестил свое евангелие на
земле. Подобный выбор рассудительным людям представляется подозрительным;
здравомыслящие люди полагают, что свидетельство людей ученых, выбранных из
среды высшего общества, было бы более убедительным, чем свидетельство
нескольких легковерных ремесленников или крестьян, которых легко можно было
ввести в заблуждение и без труда уговорить засвидетельствовать всякие басни
ввиду возможных для них выгод от этого. На эти соображения возражают обычно,
что евангелие не создано для тех, кто рассуждает, что всевышнему угодно
"погубить мудрость людей", что эта мудрость - безумие, которое бог посылает
тем, кого он решил подвергнуть вечному осуждению. Далее нам говорят, что
успех проповеди невежественных апостолов является поразительным чудом
всемогущества бога, в руках которого самые презренные и слабые орудия
становятся весьма действенными для спасения рода человеческого.
Мы вскоре рассмотрим поведение этих миссионеров. В ходе нашего
изложения выяснится, являются ли выгоды, которые человечество извлекло из их
проповедей и их подвигов, столь отменными, великими и божественными, какими
считают их христиане. Мы увидим, сделало ли это учение их самих лучше, их
учеников и святых преемников более пригодными для общества, бескорыстными,
гуманными, кроткими.
Пока что маловеры, не просвещенные должным образом, могут видеть в
христианском мессии просто вожака довольно темной группы, который, будучи
неспособен играть большую роль даже в среде самого легковерного из народов,
старался вербовать сторонников только среди людей своего круга.
При помощи нескольких рыбаков, которых он оторвал от обычного труда, он
отправляется искать приключения. Он старается глухо волновать умы толпы. Он
имеет кое-какой, незначительный успех в деревне, но терпит неудачу, как
только, пытаясь подняться над своим кругом, появляется в городе.
Здравомыслящие люди его страны не обращают на него внимания и видят в нем
лишь презренного шарлатана.
Только в местечках и в провинции он находит людей достаточно наивных,
чтобы последовать за ним. Если здесь ему удается существовать вместе со
своей шайкой за счет легковерного населения, то он терпит крах, как только
показывается в Иерусалиме. Едва он собирается возбуждать там волнения, его
предприятие рушится, и авантюристу приходится бежать. Но злой рок опять
приводит его в столицу, где он никогда не в состоянии выступить с честью.
Напрасно он собирает свору глупой черни, которая бегает за ним,
провозглашает его царем, кричит "осанна" вслед ему. За этим минутным
торжеством последовала трагическая смерть героя. Как и все обманщики,
привлекающие к себе внимание правительства, он погиб позорной смертью, став
жертвой своих авантюристических затей.
В таких чертах рисуется христианский мессия людям, не обладающим верой,
даже на основании памятников, оставленных нам его сторонниками. Без очень
обильной веры нельзя не видеть в Христе, которого евангелия изображают как
совершеннейший образец, лишь фанатика или неловкого шарлатана, желавшего
использовать к своей выгоде распространенные среди евреев представления,
относя к себе туманные предсказания, которыми убаюкивали евреев их
"священные" книги. Как и многие другие, он был наказан за попытку, плоды
которой пожали после него другие.
Прежде чем закончить эту главу, мы не можем не сказать несколько слов о
матери Иисуса, которая, согласно христианскому учению, оставалась всегда
девственной, даже после родов. В глазах христиан она самая важная святая в
раю, а в некоторых христианских толках ей воздают более усердный культ, чем
самому богу, особенно женщины и простонародье. Во всяком случае, нельзя
отрицать, что в римской церкви деве Марии воздается воистину языческий
культ. Ее называют "царицей небесной", "ковчегом завета", "вратами рая",
"прибежищем грешников" и т. п. К ней обращают молитвы и обеты, как к богу.
Бог имеет основания - особенно при том характере, которым наделяют его
теологи,- жестоко ревновать за неумеренное почитание, воздаваемое одному из
его творений.
В последние столетия, в частности, иезуиты направили набожность своих
сторонников больше на Марию, чем на ее сына или даже на самого всевышнего.
Они как бы отняли у него божественный неделимый суверенитет и наградили им
мать Иисуса, которую они, очевидно, превратили во владычицу вселенной и
главный объект поклонения. Ввиду воздаваемого ей культа святая дева, как мы
видим, совершенно затмила божество - во всяком случае, в представлении
большого числа верующих.
Поскольку высокое мнение о Марии прочно утвердилось в воображении
христиан, нет оснований бояться, что слухи, распространяемые про нее евреями
и язычниками, способны поколебать веру, которую питают к ней благочестивые
души. Ориген, которому мы обязаны частью аргументации Цельса против
христианства, приводит
|
|