|
моральной регуляции особенно важна и очевидна. Смысл книги – в
создании цельной и непротиворечивой концепции развития цивилизаций Востока,
взятой лишь в одном, но весьма существенном для понимания проблем Востока
аспекте – аспекте его религиозных традиций. Иными словами, читатель должен
узнать, что такое религия для Востока или, иначе, как отражается Восток,
древний и современный (если попытаться рассмотреть его сквозь призму
характерных для него религиозных традиций, отраженных в соответствующих
системах идей и ценностей), в образе жизни, в привычных стереотипах поведения,
в отношениях к инновациям, во взаимоотношениях между людьми, обществом и
государством и т.д.
Излагая материал в регионально-хронологическом плане и обращая внимание на все
основные варианты и модификации восточных религий, автор стремился вскрыть
глобальную сущность проблемы, т.е. показать читателю не только религии Востока
как таковые, но и сложившиеся на основе религиозных традиций крупные
региональные цивилизации, в немалой степени определившие облик и исторические
судьбы формировавшихся в их рамках и под их воздействием тех или иных
конкретных обществ и государств. В заключительной главе даны некоторые
сопоставительные выводы, позволяющие, в частности, более наглядно представить
многие важные аспекты феномена развивающихся стран современного Востока.
Глава
1
Религия и
религиоведение
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы
причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко.
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти
рациональное объяснение причин возникновения столь специфической,
иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась,
оформилась специальная отрасль знания – религиоведение, не имеющая ничего
общего с тематически близкой ей, но принципиально отличной от нее теологией, т.
е. апологетикой религии как богооткровения. Цель религиоведения – серьезный
анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее
места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении
тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения –познать и
понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.
Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного
отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе,
религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы,
ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий,
искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических
превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и
сложные метафизические конструкции мироздания, загробного существования и т.п.
Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью
культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система
религиозных верований – религия – приобретала тем самым определенные
социально-политические и культурно-этические функции.
Основные функции
религии
Наиболее характерной для религии является компенсирующая функция. Выступая в
роли все объясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью
человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже в ее самой
ранней и примитивной модификации была призвана предохранить от злого
воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать
такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы. В специфической
для нее иллюзорно-мистической форме она компенсировала бессилие человека,
ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства и т.д. Веря в
богов и духов, принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек
добровольно отдавал себя под покровительство незримых сверхъестественных сил, в
чье всемогущество он искренне верил. С усложнением общества изменялись формы
компенсации: обращаясь к религии и твердо веря в ее догматы, человек стремился
найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от несправедливостей и обид,
социального неустройства и политических преследований. Но суть функции
оставалась неизменной: в религии люди, и особенно религиозно активные слои
населения (отшельники, аскеты, монахи, суфии и т.п.), искали путь к спасению от
несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию,
слиянию с Абсолютом, к вечной жизни на небесах и т.п.
Компенсирующая функция религии тесно связана с другой ее функцией –
интегрирующей. Социальная значимость ее особенно важна. Объединяя людей в
рамках санкцио
|
|