|
История религий
Востока
Предисловие
На протяжении ряда десятилетий писать о религии в отечественном обществоведении
не было принято. Писали обычно об атеизме (экзамен по так называемому «научному
атеизму» обязаны были сдавать студенты всех вузов и всех специальностей) и
несостоятельности религиозного мировоззрения. История же самих религий
излагалась как история заблуждений, достойных лишь сурового разоблачения. В
лучшем случае -когда речь шла о древних или средневековых обществах –
говорилось о верованиях и мифах, обрядах и культах, религиозных предрассудках и
их сознательном использовании правящими классами в интересах эксплуатации
трудящихся. И к этому специалисты, которых соответствующий материал касался
(имеются в виду прежде всего те, кто изучал проблемы истории культуры), должны
были приспосабливаться.
Приспособление шло прежде всего по линии абсентеизма. Специалисты просто по
возможности уходили в сторону от соответствующей проблематики. В нашей стране
были знатоки атеизма и мастера перетолковывать всю историю всех религий мира в
атеистическом духе, но практически не было тех, кто хорошо ориентировался в
религии как таковой (я, разумеется, исключаю служителей культа, которые, к
слову, тоже отнюдь не были свободны в изложении своих религиозных учений).
Результаты были плачевными. Подлинную историю религий в нашей стране никто не
знал и не хотел знать. Когда свыше тридцати лет назад я, работая в МГИМО,
решился – едва ли не впервые в нашем обществе «развитого социализма» – изложить
свой курс по религиям Востока для студентов в письменном виде, он был издан под
осторожным заголовком «Культурно-религиозные традиции стран Востока» всего в
300 экземплярах (Москва, МГИМО, 1976). Но дело даже не в заголовке и не в
тираже. Не могу забыть, как, написав около 100 страниц текста по истории ислама
(этот текст практически без изменений воспроизведен в предлагаемом вниманию
читателя нынешнем варианте учебного пособия), я долго искал в нашем
академическом Институте востоковедения, где я проработал всю свою жизнь, хоть
одного специалиста, кто мог бы квалифицированно отрецензировать соответствующие
главы. Таких просто не было – при всем том, что солидный и заслуженно уважаемый
в мире центр востоковедения АН СССР пользовался очень высокой репутацией. В
институте были арабисты и иные заслуженные специалисты по истории, литературе и
культуре Ближнего и Среднего Востока, но, после смерти ученых старшего
поколения (в частности, Е. А. Беляева), не было таких, кто всерьез занимался бы
исламом, во всяком случае в Москве.
Сегодня, разумеется, все обстоит иначе. Можно даже сказать, что налицо
определенный перехлест. Исламом занимаются целые институты как научного, так и
политического профиля. Не оставлены без внимания и иные религии. Огромным
интересом у публики пользуется все то, что имеет отношение к мистике,
метафизике, к различным экстравагантным сектам, особенно восточного
происхождения. И это происходит не только у нас. Во всем мире ощущается такого
рода повышенный интерес, причем с каждым годом все заметнее. В какой-то мере
это связано с крушением иных идеалов и представлений, включая и
социалистические. И, быть может, именно поэтому в нашей стране такого рода
общемировой процесс все же наиболее нагляден. Взгляните сегодня на наши книжные
прилавки – и вы легко убедитесь в том, что они переполнены активно
переиздаваемыми старыми книгами о религиозном восприятии мира (например,
сочинения небезызвестной Е. П. Блаватской), равно как и в обилии публикуемыми
новыми (чего стоит хотя бы серия книг К. Кастанеды!), не говоря уже о
бесчисленных изданиях канонических сочинений (Библия, Коран, Бхагават-гита и др.
) и комментаторско-исследовательской литературы о них. Им буквально несть числа.
Я бы не хотел, чтобы книга, которую читатель держит в руках, затерялась в этом
море религиозной литературы. И дело вовсе не в том, что ей не выдержать
конкуренции с остросюжетными и завлекательными сочинениями Блаватской,
Кастанеды и многих иных модных авторов как прошлых времен, так и
ультрасовременных. Каждому, в конце концов, свое. Нет смысла упоминать и о том,
что религиозные каноны, равно как и их толкования, вне конкуренции. Это –
основа основ для тех, кто считает себя верующим и тем более стремится
углубленно изучать доктрину, излагающую генеральные принципы его веропонимания.
Смысл книги об истории религий Востока – а практически все великие религии, да
и подавляющее большинство остальных, включая и христианство, имеют к Востоку
самое непосредственное отношение – в ином. Цель ее – показать роль и влияние
религии в истории восточных цивилизаций, а также воздействие религиозных
традиций на общество как в прошлом, начиная с глубокой древности, так и в наши
дни. Эта генеральная задача определила и основные средства ее реализации.
Речь в книге, разумеется, идет не об атеистическом противопоставлении
религиозным заблуждениям какой-либо опровергающей их научной истины. Но в то же
время читатель не найдет в ней и апологетики религии как духовной квинтэссенции
многих обществ, в том числе и сравнительно отсталых, где значимость
религиозно
|
|