|
которая считалась покровительницей ремесленников).
Не имея возможности воздействовать на политическую жизнь государства,
коллегии могли влиять на выборы того или иного лица в органы городского
самоуправления. Помпейские стены пестрят своего рода предвыборными плакатами:
хлебопеки, например, предлагали в эдилы (городское должностное лицо, в чьи
функции входил надзор за порядком, в том числе и в торговле) одного из своих
коллег.
Императоры с подозрением относились к деятельности коллегий; некоторые из
них запрещали коллегии (Юлий Цезарь, Август, Клавдий). Но коллегии продолжали
существовать: слишком сильна была потребность в коллективных формах
повседневной жизни и слишком древней была традиция существования коллегий.
Сколь ни были важны коллегии для ремесленного быта Италии, защитить
ремесленников от разорения они все же не могли. Мелкое ремесленное производство
было неустойчиво, тем более что в Италию ввозилось огромное количество
ремесленных изделий из провинций, из стран Востока, конкурировать с которыми
италийские ремесленники не могли.
Разоряющиеся крестьяне и ремесленники Италии скапливались в Риме и других
крупных городах, ожидая денежных раздач, организации пышных зрелищ, что в
конечном счете приводило к росту паразитических тенденций и нетрудовой
психологии. Август пытался сократить раздачи хлеба неимущим гражданам (вместо
одного раза в месяц раз в четыре месяца), но, опасаясь взрыва недовольства,
восстановил прежний порядок. Деклассированные люди, не имевшие средств к
существованию, занимались любыми промыслами, бродяжничали и даже – наряду с
рабами – становились гладиаторами. Поступая в гладиаторы, свободные люди
приносили клятву, что разрешают себя «связывать, сечь, убивать», т. е.
фактически они ничем не отличались от рабов.
У разоряющихся людей сознание гражданской солидарности заменяется
ненавистью и завистью к богачам, тем более что богачи, особенно выходцы из
низов, вольноотпущенники, дорвавшиеся до власти, выставляли свое богатство
напоказ. В период республики хвастаться богатством, носить дорогие одежды
считалось неприличным, что порождало иллюзорное, но психологически действенное
сознание равенства членов римской гражданской общины. Теперь же новая знать
закатывала пиры, украшала себя драгоценностями, ела на посуде из драгоценных
металлов.
Резкая грань между бедностью и богатством и, напротив, стирание граней
между свободным и рабским трудом могли вызывать в отдельных случаях у народных
масс Рима сочувствие к рабам, особенно если с этим сочувствием переплеталась
стихийная ненависть к власть имущим. Знаменательны в этом отношении события,
связанные с убийством префекта Рима Педания Секунда его собственным рабом. В
соответствии с существовавшим законом в таком случае все рабы, которые
проживали в доме убитого, должны были подвергнуться смертной казни (такими
жестокими законами рабовладельцы охраняли свою жизнь). Когда рабов повели на
казнь, начались уличные беспорядки. Собравшаяся перед сенатом толпа требовала
освобождения ни в чем не повинных людей. Народ взялся за камни и факелы,
угрожая поджогами. Тогда император Нерон вынужден был ввести в действие войска,
которые оттеснили толпу, а на всем пути к месту казни были выставлены воинские
заслоны. Казнь рабов Педания Секунда вызвала протесты и среди части сенаторов,
хотя большинство сенаторов высказалось за казнь всех (а их было четыреста!)
рабов префекта Рима. Главный аргумент сторонников казни – обеспечение
безопасности. Неважно, что погибнут невинные, в том числе старики и дети. Как
говорил один из сторонников этой массовой экзекуции, «примерное наказание,
распространенное на многих, заключает в себе долю несправедливости, которая,
являясь злом для отдельных лиц, возмещается общественной пользой». Но подобные
слова об общественной пользе производили все меньше впечатления на народ, в том
числе и на римских граждан, ибо «общественная польза» переставала быть и – что
не менее важно – осознаваться общественной, т. е. общегражданской.
Разумеется, попытка освободить рабов Педания Секунда была лишь стихийным
возмущением явной несправедливостью, она не означала коренного и всеобщего
изменения отношения к рабству; те же люди, которые с камнями в руках требовали
помилования рабам, наполняли амфитеатры и с восторгом следили за смертельной
схваткой гладиаторов. Но смутное ощущение несправедливости оставалось в душах
людей.
В произведениях римских философов I в. н. э. проявляется новое отношение
к рабству: они не выступают против рабства как социального института, но
призывают изменить отношение к рабам, видеть в них людей. Особенно ясно это
было сформулировано у философа-стоика (Стоицизм – философское учение,
зародившееся в Греции в IV в. до н. э. Было распространено в Римской империи в
I-II вв. Стоики считали, что жизнь людей зависит не от их воли, а от Судьбы,
познать которую невозможно. Но во власти человека быть добродетельным,
освободиться от страстей, не бояться несчастий и смерти. Самыми известными
римскими стоиками были Сенека (I в. н. э.), император Марк Аврелий, Эпиктет (II
в.).) Сенеки. Он писал: «Раб есть человек, равный по натуре другим людям; в
душе раба заложены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые
дарованы и другим человеческим существам, каково бы ни было их общественное
положение… Мне скажут: да ведь они рабы. Да. Но вот этот раб обладает свободным
духом. А покажите мне, кто не раб в том или другом смысле! Этот вот – раб
похоти, тот – корыстной жадности, а тот – честолюбия!» Правда, единственный
практический совет, который дает Сенека, – это более мягкое отношение к рабам и
благотворительность: «Мудрец может раздавать деньги даже в стенах своего дома».
И все же, хотя Сенека не осуждал рабство, как таковое, его идеи находили отклик
|
|