Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
сравнительная бедность общины и обилие проповедников, которые подчас стремились 
использовать средства общины в корыстных целях.
      Наряду со странствующими пророками были и пророки, постоянно жившие в том 
городе, где имелась христианская община. Дидахе разрешает пришлому пророку 
селиться в качестве ремесленника («если же он не владеет ремеслом, то нужно 
подыскать ему занятие»). Однако уже появляются и такие «истинные пророки», и 
«истинные учителя», которые сами не работают, а только проповедуют и 
пророчествуют. Жили такие пророки за счет сборов с верующих: «от произведений 
точила и гумна, от быков и овец»; часть отдается от пищи и вина, от одежды и 
серебра «сколько найдешь нужным» (т. е. не существовало определенных размеров 
этих сборов). Если же пророка нет, то собранное отдавалось нищим. В общине, 
описанной в Дидахе, имелись также епископы и дьяконы: «Рукополагайте себе 
епископов и дьяконов, – сказано там, – достойных господа, мужей кротких, 
истинных, испытанных; они тоже исполняют у вас службу пророков и учителей. 
Поэтому не презирайте их – они ваши почтенные, наряду с пророками и учителями». 
Последняя фраза знаменательна: должности епископов и дьяконов пользовались 
меньшим авторитетом, поскольку эти люди занимались хозяйственными делами; и вот 
составители правил, сведенных в Дидахе, пытаются переломить несколько 
пренебрежительное отношение к этим должностям. Повышение авторитета епископов 
достигалось, по-видимому, тем, что они стали брать на себя функции учителей и 
пророков, т. е. становились руководителями не только в 
организационно-хозяйственных вопросах, но и в вопросах вероучения.
      Переходный период рубежа I-II вв., отраженный в Дидахе, характеризовался 
ожесточенной борьбой внутри христианских общин и между ними. Боролись 
сторонники сохранения связей с иудаизмом и противники его, новые обряды 
воспринимались отдельными группами как отход от принципа духовного очищения, 
почитавшегося единственным средством спасения. Выделение новых должностных лиц 
епископов-пресвитеров также происходило в обстановке острой борьбы. В письме, 
адресованном коринфским христианам (по-видимому, начало II в.), авторство 
которого приписывается руководителю римских христиан Клименту, говорится о 
крупном конфликте внутри христианской общины Коринфа: более молодые члены ее 
выступили против своих старейшин, устранили епископов (в этом письме слова 
«пресвитеры» и «епископы» употреблены как синонимы). Автор письма увещевает 
«молодых» слушаться своих епископов. Конфликт, по-видимому, затрагивал и 
вероучительные вопросы, в частности «молодые» выступали против учения о 
воскресении во плоти.
      Итак, на рубеже I-II вв. в малочисленных еще группах христиан в разных 
городах империи идут сложные процессы становления христианского учения, 
создания новой, собственно христианской обрядности и новой организации; 
начинает складываться аппарат управления христианскими общинами.
      Становление епископальной церкви
      Римская империя во II-III вв.
      На рубеже I и II веков в основном завершилось становление имперской 
государственной организации. В 96 г. был убит император Домициан из династии 
Флавиев, вызвавший ненависть своими беспощадными расправами со всеми неугодными 
ему людьми. Императором был провозглашен находившийся в опале старый сенатор 
Марк Кокций Нерва. Нерва усыновил и назначил своим преемником талантливого 
полководца и администратора, уроженца Испании Траяна. Так началось правление 
династии Антонинов, совпавшее со временем наивысшего расцвета империи и с 
началом ее кризиса. Репрессии I в. сломили всякую реальную и потенциальную 
оппозицию. Сенат пополнялся в значительной степени за счет провинциальной знати,
 получившей римское гражданство. Сначала в нем преобладали выходцы из западных 
провинций, а при Антонинах императоры стали широко включать в сенат и знать 
восточных областей. Многие из этих людей затем возвращались в провинции, откуда 
они были родом, уже в качестве наместников или других высоких должностных лиц 
провинциального управления; они становились главной опорой императора в 
провинциях.
      В период Антонинов создавалась единообразная система управления империей: 
главную роль играл императорский совет, куда со времени Адриана (117-138 гг.), 
третьего императора этой династии, назначались наиболее способные 
администраторы, юристы и т. п. Хорошо организованный бюрократический аппарат 
держал под неусыпным контролем всех жителей империи. Во многих 
самоуправляющихся городах и общинах появились кураторы – римские чиновники, 
следившие за финансовыми делами этих поселений. Центральная власть вмешивалась 
во все детали внутренней жизни на местах. На императорскую службу шли 
вольноотпущенники, а также выходцы из средних слоев населения Италии и 
провинций. Для людей, находившихся на государственной службе, был введен 
строгий порядок прохождения должностей от низших к высшим. Каждой должности 
соответствовал почетный титул: превосходнейший муж, виднейший муж, светлейший 
муж и т. д.
      Важнейшим фактором общественного развития империи была нивелировка 
входивших в нее областей. В период II – начала III в. постепенно уравнивается 
положение на востоке и на западе. В западных провинциях, особенно в Галлии, 
происходит усиленное градостроительство; галльские города получают права 
самоуправления наподобие италийских. Продолжается процесс (начатый еще в I в.) 
раздачи прав римского гражданства знати западных провинций, которая занимает в 
городах руководящие должности, созданные по римским образцам. Позиция римлян 
ярко выражена в речи, которую Тацит вкладывает в уста Цериала, римского 
полководца, подавлявшего восстание в Галлии в 70 г. Цериал говорит, обращаясь к 
представителям галльских племен: «…мы использовали свое право победителей для 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-