Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
пророками и учителями, «иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, 
вспоможения, управления, разные языки» (12:28). Ни один из этих людей еще не 
выдвигается на первое место, все необходимы, как члены – телу, но в то же время 
среди призваний отмечается призвание к руководству, на которое не должны 
претендовать все члены экклесий. В Послании к ефесянам, которое, по мнению 
большинства ученых, создано уже после смерти Павла его последователями, сказано,
 что одни поставлены апостолами, другие – пророками, иные – евангелистами, иные 
– пастырями и учителями (4:11). Пастыри и учителя, по-видимому, те люди, 
которым «уготовано» руководство общиной. Интересно появление в этом послании 
«евангелистов». В более ранних посланиях возвещали евангелие (благую весть) 
апостолы, в этом же послании апостолы и евангелисты разделены. Возможно, речь 
идет о тех людях, которые в конце I в. начали производить записи устных 
преданий, прежде всего «речений Иисуса», а также рассказов о его жизни; такие 
записи были необходимы для устранения разногласий. Шли годы, и все меньше и 
меньше становилось проповедников, которые могли сослаться на то, что они сами 
слушали учеников Иисуса: записи священных текстов должны были заменить 
авторитет устного предания. Потребность в таких записях неизбежно вела к 
выделению людей, которые могли такие записи осуществлять, – назывались они 
учителями или евангелистами. Но следует иметь в виду, что люди, которые 
записывали уже сложившуюся устную традицию, не считались авторами «священных 
книг» – первоначальные записи были, по всей вероятности, анонимны, а затем 
различные евангелия, содержавшие поучения и жизнеописание Иисуса, стали 
возводиться к его ученикам. Имя непосредственного ученика Иисуса придавало 
авторитет записям, «освящало» их. Переписчики евангелий искренне верили, что 
излагают учение, переданное людьми, слышавшими проповеди Иисуса (недаром 
новозаветные евангелия в греческом подлиннике называются «По Марку», «По 
Матфею» и т. д.). Однако, как ни велика была роль реальных евангелистов, 
производивших записи христианского учения, они не могли претендовать на 
обладание особой благодатью и не могли соперничать с пророками, которые 
произносили свои проповеди, как бы получив откровение непосредственно от бога.
      Специальные люди были нужны и для руководства повседневной жизнью общин: 
чтобы собирать взносы, распределять помощь, подготовлять убежище для 
преследуемых, навещать больных и заключенных. По-видимому, еще в I в. в 
некоторых общинах появляются старейшины-пресвитеры. Существование старейшин 
было традиционно для всех общинных организаций древности; неудивительно, что 
старейшины появляются и в христианских экклесиях. Пресвитеры были не во всех 
общинах; распространение этой должности шло постепенно. Согласно Деяниям 
апостолов, в иерусалимской общине были апостолы и пресвитеры – вероятно, этот 
факт должен был служить образцом для подражания, как и остальное описание этой 
– уже не существовавшей ко времени создания Деяний – общины. Функции 
пресвитеров были, насколько можно судить, организационно-хозяйственными, они 
выбирались общиной и вводились в должность апостолами (обряд рукоположения); 
иногда наиболее почитаемые проповедники сами выдвигали пресвитеров. Павел, по 
преданию, рукоположил несколько пресвитеров. В Деяниях апостолов и в посланиях 
Павла пресвитеры называются также епископами, т. е. надзирателями (В кумранской 
общине существовала аналогичная должность – надзиратель (меваккер) над работой).
 Это не были две разные должности, просто «надзор» входил в обязанности 
старейшин. В Деяниях апостолов сказано, что Павел собрал пресвитеров христиан 
Эфеса. В своем обращении к ним Павел назвал их «епископами» (в русском переводе 
– блюстителями). Оба эти термина употребляются по отношению к одним и тем же 
лицам и в Послании к Титу. Автор послания обращается к адресату, требуя, чтобы 
тот «довершил недоконченное» и поставил пресвитеров по всем городам; а затем 
перечисляет, какими качествами должен обладать пресвитер: непорочен, муж одной 
жены, детей имеет верных и т. д., «ибо епископ должен быть непорочен…». Никаких 
сомнений в том, что пресвитеры и епископы одни и те же лица, эти тексты не 
вызывают. Из них же следует, что пресвитеров могло быть несколько, как в 
христианской общине Эфеса, и что были города, где пресвитеров не было вообще. В 
посланиях Павла (прежде всего в тех, которые считаются относительно поздними) 
подчеркивается необходимость установления должности епископов. В Первом 
послании к Тимофею прямо говорится: «Кто епископства желает, доброго дела 
желает» – и дальше подробно перечисляются качества, необходимые епископу. Кроме 
уже упомянутой непорочности епископ должен был происходить из относительно 
зажиточных людей, «хорошо управляющий домом своим»; епископа не рекомендовалось 
избирать из новообращенных. Хотя Павел и его сторонники пытались внушить 
верующим, что дар управления, пастырства – это дар божий, в конкретном 
перечислении того, какими качествами должен обладать епископ или пресвитер, 
речь идет о вполне земных свойствах, которые надлежит проверять поведением в 
реальной жизни; мало того, согласно Первому посланию к Тимофею, епископ должен 
быть уважаем язычниками («надлежит ему также иметь доброе свидетельство от 
внешних», т. е. нехристиан, – 3:7). Дар же пророков и апостолов, обладавших 
благодатью (харизмой (Поскольку в христианских экклесиях особое положение 
занимали люди, обладающие, как в это верили христиане, харизмой, в научной 
литературе такие общины часто называют харизматическими (см.: Ленцман Я. А. 
Происхождение христианства. М., 1958)), проявлялся, с точки зрения первых 
христиан, сам собой; могли быть только люди, которые выдавали себя за пророков 
и апостолов. Поэтому естественно, что в общине I в., где каждый мечтал обрести 
божественную благодать, где все чувствовали себя «детьми божиими» (как это было 
впоследствии сформулировано в Евангелии Филиппа: спасение обретают только «сыны 
божии»), апостолы и пророки пользовались значительно большим авторитетом, чем 
люди, занимавшиеся организацией повседневной жизни. Авторитет Павла утверждался 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-