|
именам, упомянутым в Деяниях апостолов или посланиях Павла, конечно, нельзя.
Там упомянуты главным образом люди, связанные с окружением Павла, которые в
основном ориентировались на проповедь среди неиудеев. Несколько иное
представление о составе первых христианских общин дает нам Откровение Иоанна
(Апокалипсис) – произведение, отражающее мировоззрение иудеохристиан,
написанное во второй половине I в. (Разбору этого произведения Ф. Энгельс
посвятил специальную статью «Книга откровения» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,
т. 21, с. 7-13).) Апокалипсис адресован семи христианским общинам в полисах
Малой Азии – Эфесе, Смирне (той самой, которая объявила себя красивейшим
городом провинции Азии), Пергаме, Тиатире, Сардах, Филадельфии и Лаодикее.
Христиане этих городов продолжали оставаться в рамках иудаизма. Автор
Апокалипсиса называет людей, которые говорят, что они иудеи, «а на самом деле
не таковы», «синагогой сатаны», а самих христиан – сынами Израиля. Среди
иудеохристиан, которым адресован Апокалипсис, действовали пророки Валаам, Валак,
пророчица Иезавель – люди явно иудейского происхождения. Таким образом, судя
по Апокалипсису Иоанна, были группы, где в I в. преобладали иудеи, жившие в
греческих городах. Сопоставляя все эти данные, можно сказать, что состав
христианских общин в период их формирования был неодинаков. В ряде центров, где
было более резкое противопоставление эллинов и иудеев, где были сильные
традиции греческой культуры (как в Пергаме, Афинах), греки в меньшей степени
принимали новое учение; там христианская пропаганда находила отклик среди
иудейского населения и переселенцев. Похожая ситуация была и в Риме.
Первоначально христианами становились там преимущественно чужаки, неримляне,
что служило одной из причин отрицательного отношения к ним таких образованных
людей, глубоко связанных с собственно римской культурой, как, например, Тацит.
В тех же областях и городах, где население было смешанным, где издавна
сосуществовало поклонение различным богам – и своим местным, и «пришедшим» из
других стран (например, египетскому Осирису или иранскому Митре), к христианам
могли примыкать и выходцы из основного населения этих городов.
По-видимому, первые христианские проповедники ограничивались в своей
деятельности городом и его окрестностями. Ликаонский опыт Павла и Варнавы
(когда их приняли за живых богов) показал не столько враждебность, сколько
полное непонимание христианского учения со стороны сельского населения
глубинных областей империи. Этим скорей всего и объясняется тот факт, что
первоначально христианских общин в сельской местности не было.
Возможность привлечения к христианству неиудеев была заложена уже в
первых рассказах об учении и деятельности Иисуса, о которых говорилось ранее.
Еще более четко отношение христиан к язычникам выражено в посланиях Павла; он
провозгласил: «Нет уже иудея, ни язычника» (Гал. 3:28). Однако в начале
формирования христианских общин в восточных провинциях в этих общинах, вероятно,
преобладали христиане из иудеев и примыкавших к ним «почитателей Бога». Автор
Апокалипсиса очень резко выступает против тех, кто «не является иудеями» в
Смирне и Филадельфии и кому основная христианская община этих городов сумела
противостоять. Пропаганда Павла, направленная прежде всего на привлечение к
христианству у неиудеев, заложила основы для распространения христианства на
территории Римской империи. Однако при жизни Павла она, по-видимому, большого
успеха не имела. Во всяком случае, есть основания предполагать, что в конце
своего апостольского пути Павел оказался в одиночестве. Это нашло отражение во
Втором послании к Тимофею. Автор его пишет о том, что находится в заточении в
Риме, что все его сторонники из провинции Азии от него ушли; только Онисифор
прибыл в Рим, «с великим тщанием искал меня и нашел» (1:17). В конце письма он
просит Тимофея скорее прийти к нему, так как многие его оставили: «Ибо Димас
оставил меня, возлюбив нынешний век (т. е. просто отошел от христиан. – И. С.),
и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далмацию; один Лука со мною…
Александр медник много сделал мне зла… При первом моем ответе (имеется в виду
допрос. – И. С.) никого не было со мною, но все меня оставили» (4:10-16). В
христианской литературе нет единогласия по поводу обстоятельств смерти Павла:
традиционная легенда, приведенная у христианского писателя конца II в.,
рассказывает о казни Павла в Риме, но у Климента Римского, бывшего, по преданию,
главой римской общины в конце I в., есть указание на то, что Павел «достиг
западных пределов». По-видимому, имелось в виду, что Павел достиг самой
западной провинции Рима – Испании (возможно, он был осужден на изгнание). Такая
неопределенность в самой христианской традиции как раз и может быть связана с
тем, что в конце своей проповеднической деятельности Павел действительно был
одинок и поэтому следы его затерялись. Лишь позже, во II в., когда изменилась
ситуация внутри христианских общин, учение Павла получило широкое
распространение.
Количество христиан в период создания Павловых посланий и Апокалипсиса
было скорее всего незначительно. Если отбросить общие фразы Деяний апостолов о
«множестве» эллинов и иудеев, которые шли в том или ином месте за христианскими
проповедниками, и обратиться к конкретным фактам и именам, то окажется, что
первые христианские группы были немногочисленны. Так, в Апокалипсисе сказано,
что в Сардисе «есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих» (3:4),
т. е. остались истинными христианами; во время пребывания Павла в малоазийской
области Троада все его ученики уместились в одной комнате (Деян. 20:7).
Количественный состав первых христианских групп был, вероятно, очень
непостоянным. Кроме основного ядра фанатично преданных новым идеям людей в них
входили люди, которые только сочувствовали христианам. Были и такие, которые
сначала увлекались проповедью христианства, затем отходили от него (как некий
Димас, упомянутый в Послании Павла к Тимофею). Плиний Младший, расследовавший
|
|