Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
(Мк. 4:21) или: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в 
доме» (Мф. 5:14-15); та же мысль приведена в найденном в Египте уже после 
второй мировой войны Евангелии от Фомы: «То, что ты услышишь твоим ухом, 
возвещай это другому уху с ваших кровель. Ибо никто не зажигает светильника (и) 
не ставит его под сосуд и никто не ставит его в тайное место» (Здесь и дальше 
отрывки из евангелий Фомы и Филиппа цитируются в переводе М. К. Трофимовой (см.
: Трофимова М. К. историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979, с. 163)). 
Приведенные места, близкие друг другу не только по смыслу, но и по фразеологии, 
по-видимому, восходят к наиболее древней христианской традиции. Можно думать, 
что открытость христианской проповеди была одним из основных принципов, которые 
с самого начала отличали группу последователей проповедника Иисуса из Назарета 
от кумранской общины. В дальнейшем эти различия усиливались по мере развития 
христианского вероучения, по мере его превращения в мировую религию. Но 
кумранское учение, несомненно, оказало большое влияние на первых христиан, о 
чем свидетельствуют не только совпадения в отдельных идеях и высказываниях, но 
и сам факт полемики, прибегнуть к которой христиане сочли необходимым.
      По справедливому замечанию И. Д. Амусина, кумранское учение сыграло 
своего рода «посредническую роль» между ортодоксальным иудаизмом и 
христианством. «В кумранской идеологии, – пишет исследователь, – впервые 
пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством 
индивидуальным…» (Кумранская община, с. 225).
      Возникновение христианства: проблема источников
      Изучение кумранских рукописей позволило ученым яснее представить себе 
корни многих христианских верований, ту религиозно-психологическую обстановку, 
в которой зарождалось новое учение. Но дать конкретное, детальное описание той 
первой группы сектантов, из чьих проповедей впоследствии вырастет мировая 
религия, очень трудно. Основная трудность состоит в характере, хронологии и 
некоторых особенностях источников. На проблеме источников я хочу остановиться, 
прежде чем перейти к рассказу о первых христианах и их объединениях.
      Сведения о возникновении христианства, о христианских общинах содержатся 
в различного рода христианских произведениях – евангелиях, посланиях, 
адресованных различным общинам и даже отдельным лицам, деяниях апостолов 
(посвященных как им всем, так и отдельным апостолам), апокалипсисах 
(«откровениях», т. е. описаниях видений и пророчеств). Часть этих произведений 
была впоследствии отобрана оформившейся церковью в собрание священных книг – 
Новый завет, часть – объявлена запрещенными, «апокрифическими» (т. е. тайными) 
(Более подробно о раннехристианской литературе можно прочесть в 
научно-популярных книгах: Кубланов М. М. Новый завет. Поиски и находки. М., 
1968; Донини А. У истоков христианства М, 1979). Но на раннем этапе развития 
христианства не было четкой разницы в отношении к произведениям, которые затем 
стали каноническими, и тем, которые получили название апокрифов. Для 
восстановления исторической картины раннего христианства необходимо 
использовать и те и другие.
      Написанию христианских сочинений предшествовала длительная устная 
традиция. Примерно около полувека христианство распространялось прежде всего 
благодаря устным проповедям и рассказам. Даже когда появились первые записи 
поучений, устная проповедь играла весьма важную, если не основную, роль. Само 
слово «евангелие» («благая весть») не имело для христиан первоначально значения 
писаного произведения. В посланиях Павла это слово ясно употребляется в 
значении устной проповеди о новом учении или самого учения (например, в 
Послании к галатам: «Евангелие, которое я благовествовал…» – 1:11).
      Ожидание скорого конца света, устная вероучительная деятельность бродячих 
проповедников (пророков и апостолов, о которых будет сказано дальше), 
отсутствие единого вероучительного центра, каким была, например, кумранская 
община для живших в разных местах ессеев, – все эти особенности раннего 
христианства обусловили относительно позднюю запись христианских поучений и 
преданий (Ряд ученых полагает, что первыми записями в христианских общинах были 
сборники цитат из Ветхого завета, где речь шла о приходе мессии). По-видимому, 
сначала были записаны отдельные поучения, возводившиеся традицией к Иисусу, на 
основе которых и были затем созданы евангелия. Сравнительно рано появляются 
послания проповедников тем общинам, которые они в данный момент не могут 
посетить. К таким посланиям относятся послания Павла (самые ранние из них могли 
быть написаны в начале второй половины I в.) (К наиболее ранним (подлинным) 
посланиям Павла обычно относят Послание к римлянам, оба послания к коринфянам, 
Послание к галатам. Некоторые ученые включают в этот список также Послание к 
филиппийцам, послания к фессалоникийцам и Послание к Филимону. Они были созданы 
до I Иудейской войны (66-72 гг.)). Одним из первых христианских сочинений, 
предназначенных для чтения, было Откровение Иоанна. Евангелия, содержавшие 
биографические сведения о Христе, начали создаваться с конца I в. (Эта 
датировка преобладает в современной научной литературе. Однако некоторые 
исследователи продолжают выступать за более поздние даты создания евангелий 
(как и ряда других новозаветных сочинений). См.: Крывелев И. А. Библия: 
историко-критический анализ. М., 1982, с. 42 и сл.) В тех евангелиях, которые 
дошли до нас полностью или во фрагментах (в составе Нового завета, в цитатах 
христианских писателей или в рукописях, обнаруженных учеными-археологами больше 
всего в Египте), содержится обработка устной традиции и записей речений Иисуса. 
Многое в этих произведениях совпадает, но есть и существенные расхождения 
(например, согласно писаниям одной из наиболее ранних христианских групп – 
эбионитов, чье учение и название восходит к кумранской общине, Иисус считался 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-