Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Ирина Свенцицкая - Раннее христианство: страницы истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
бога-покровителя, проводить время друг с другом и помогать прежде всего друг 
другу. Религиозных союзов в восточных провинциях империи было очень много; 
объединяли они обычно десяток-другой людей (такой союз назывался фиас или 
койнон). Союзы, если имели возможность, строили святилище своему богу (или хотя 
бы посвящали ему статую или небольшой портик), приобретали общее место для 
погребений. В надписи одного религиозного союза сказано, что в коллективной 
усыпальнице могут быть погребены члены союза, их жены, дети и один внук. Эта 
надпись интересна тем, что семьи также находились под покровительством союза, 
но родственные связи признавались не дальше старшего внука, а боковые линии не 
учитывались совсем. Разрушение родственных связей в период империи зашло 
настолько далеко, что религиозное сообщество заменило эти связи; и после смерти 
его члены хотели покоиться рядом друг с другом, а не со своими предками, как 
это полагалось по традиции практически во всех странах древнего мира.
      Религиозные и профессиональные союзы заменяли их членам разрушавшуюся 
общинную и гражданскую общность. Но они не давали надежды на спасение, а скорее 
способствовали уходу от трудностей жизни. Эти союзы ничего не могли 
противопоставить политическому и духовному гнету империи. Ни горячая 
религиозная вера, ни сложные религиозно-философские учения многочисленных 
фиасов с их таинствами, недоступными для непосвященных, не могли указать людям 
путь – пусть иллюзорный, фантастический – к спасению. Ф. Энгельс писал: «Где же 
был выход, где было спасение для порабощенных, угнетенных и впавших в нищету – 
выход, общий для всех этих различных групп людей с чуждыми или даже 
противоположными друг другу интересами? И все же найти такой выход было 
необходимо для того, чтобы все они оказались охваченными единым великим 
революционным движением.
      Такой выход нашелся. Но не в этом мире. При тогдашнем положении вещей 
выход мог быть лишь в области религии» (Маркс К., Энгельс Ф, Соч., т. 22, с. 
483). Этой религией оказалось христианство.
      Возникновение христианства
      Положение в Палестине в I в. н. э. Кумранская община
      При характеристике общего положения Римской империи в I в. н. э. была 
намеренно обойдена одна из ее областей – Палестина. Поскольку не только 
отдельные элементы вероучения первых христиан, но и их организация во многом 
восходят к иудейским сектам, существовавшим в Палестине, обстановку в этой 
стране следует рассмотреть особо.
      В 63 г. до н. э. римский полководец Помпей, только что захвативший Сирию, 
воспользовался внутренней борьбой в Иудее и ввел туда римские войска. Иерусалим 
открыл ворота римлянам. Часть населения, не желавшая подчиниться им, захватила 
Иерусалимский храм и в течение трех месяцев выдерживала осаду. Наконец римлянам 
удалось ворваться в храм и уничтожить сопротивлявшихся. Иудея вошла в состав 
Римского государства, она была присоединена к провинции Сирии, но сохранила 
некоторое самоуправление. В конце I в. до н. э. правителем Иудеи был царь Ирод, 
вызвавший своей жестокостью всеобщую ненависть. По христианской легенде, Ирод 
приказал перебить всех младенцев мужского пола, узнав, что в Вифлееме родился 
ребенок, которому суждено стать царем иудейским. Избиение младенцев – эпизод не 
исторический, но по приказанию Ирода действительно было уничтожено множество 
людей, в том числе его жена и три сына. Узнав об этих казнях, римский император 
Август сказал, что лучше быть «свиньей Ирода, чем его сыном». И тем не менее (а,
 может быть, именно вследствие жестокости Ирода, которая внушала его подданным 
страх и повиновение) Август покровительствовал Ироду. Ирод подчинялся Риму во 
всех действиях, касающихся внешних сношений, все жители Иудеи должны были 
приносить присягу на верность не только ему, но и императору Августу. Ирод 
обложил население огромными налогами, конфисковал землю у своих противников и 
раздал ее своим родственникам и приближенным.
      Важным аспектом политики Ирода было строительство городов, которые 
получали полисное устройство, т. е. управление по типу греческого, 
существовавшего в других восточных провинциях. Характерны названия, которые 
Ирод давал основанным им городам: Кесария (греч. передача слова «Цезарея»), 
Себестея (по-гречески Себастос – Август). Население этих городов было смешанным,
 там жили греки, иудеи, сирийцы. Ирод стремился включить свою страну в систему 
Римской империи не только чисто политически, но и на уровне культуры и быта. Он 
возводил дворцы, театры, термы (общественные бани, широко распространенные у 
римлян). В некоторых городах были построены храмы, посвященные Августу. Но при 
этом Ирод поддерживал иудейскую религию. Он начал грандиозную реставрацию 
иерусалимского храма Яхве. Наглядным выражением «объединительной» тенденции 
правления Ирода было использование в архитектуре дворцов, языческих храмов и 
храма Яхве колонн античного типа с пышной коринфской капителью (Коринфская 
колонна – тип колонны, появившейся в Греции в онце V в. до н. э. Верхняя ее 
часть – капитель – украшена стилиованными листьями и завитками). Этот тип 
колонн получил широкое распространение по всему Средиземноморью, он как бы 
олицетворял единство этого мира под эгидой Рима. В архитектуре жилых домов 
использовались непосредственно римские образцы. Появлялись многоквартирные дома 
в несколько этажей (инсулы). Чужеземное влияние проникло в городах и в 
повседневную жизнь: в одежде появились греко-римские элементы, правда главным 
образом у мужчин, тогда как в женском костюме сохранялось восточное влияние.
      В Палестине циркулировали самые разнообразные монеты. В I в. Иудея не 
обладала правом чеканить серебряную монету; там имели хождение серебряные 
монеты, которые чеканили некоторые города, а также, конечно, римские серебряные 
денарии, которыми и уплачивалась подать Риму. Население Палестины говорило на 
разных языках: большинство – на арамейском, одном из семитских языков, который 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-