|
этому влиянию и именно с помощью милости бога. Нижеприводимое место из
Иоанна Дамаскина (11, б) также не противоречит нашей точке зрения. Он
говорит: "Часто появляются кометы и знамения, приводящие к смерти царей".
Здесь ничего не говорится о необходимости воздействия на человеческие
деяния. Дамаскин не полагает, что комета возникает естественным образом, что
она причисляется к звездам, стоящим на небосводе, и что ее влияние
естественно. Он говорит, что кометы не принадлежат к звездам, созданным с
самого начала, а возникают в свое время по божьему приказанию и затем
рассыпаются. Их возникновение и распадение совершаются с помощью ангелов. И
мнение философов нам не противоречит. Они утверждают, что комета - это
горячее сухое тело, возникающее в верхней части воздуха, вблизи огня, из
темного и сухого пара последнего. Ядро этого пара образует как бы тело
звезды, части же пара, находящиеся вокруг ядра, являются подобием волос
(comae). В зависимости от этого положения комета причиняет смертность не
сама по себе, а своими привходящими свойствами, влекущими за собой горячие и
сухие болезни. А так как богачи (цари и князья) питаются горячим и сухим, то
многие из них в это время умирают. Это учение не противоречит и Дамаскину.
Комета, возвестившая смерть святого Фомы, была образована с помощью ангела и
рассеяна им же по миновании надобности. Из всего вышесказанного видно, что
светила ни в какой мере не господствуют над свободной волей, а
следовательно, и не над злобой и нравами людей. Надо обратить внимание на
то, что астрономы верно предсказывают события для одной определенной
местности или для одного определенного народа. Ведь они черпают эти свои
данные из звезд, которые больше влияют на главные поступки массы народной,
чем на поступки отдельных личностей. К тому же большинство народа больше
следует естественным аффектам своего тела, чем единичный человек. Поэтому и
влияние светил на народ в целом значительнее. Что касается опровержения
лжеучения генетлиаков и астрологов, почитающих богиню Фортуну, то об этом
говорит Исидор Севильский ("Этика" VIII, 9). Генетлиаками они называются
потому, что наблюдают звезды, под которыми родился человек. Обыкновенно же
их называют астрологами. По его мнению (там же, 2), слово Фортуна происходит
от fortnitum (случай). Эта богиня как бы высмеивает деяния и стремления
людей превратностями и случайностями судьбы. Поэтому она называется также
слепой. Она бросается к каждому без учета его заслуг. Это мнение Исидора.
Верить в подобную богиню идолопоклонство. Противоречит также вере и учению
философов утверждение, будто порча ведьмами тела людей и созданий божьих
вообще происходит от богини Фортуны, и будто ведьмы созданы для того, чтобы
заниматься колдовством. Кто хочет, путь посмотрит сочинение святого Фомы
"Сумма против язычников" (III, 87 и след.), где говорится об этом подробнее.
Тем, у кого этой книги не имеется под рукой, мы напомним из нее следующее:
человек находится под влиянием трех причин, нисходящих с неба. Эти причины
приводят в действие волю, рассудок и тело. Деятельность воли зависит
непосредственно от бога, деятельность рассудка руководствуется ангелом, а
деятельность тела - светилами небесными. Выбор и хотение добра зависят от
бога, как это и говорится в Притчах (глава 21): "Сердце царя (здесь идет
речь о царе, потому что он может с большей силой противодействовать, чем
другие люди) находится в руке Господа, и он направляет его, куда хочет".
Наша познавательная способность управляется богом через ангела. То, что
исходит от тела, будь то внешнее или внутреннее действие, служащее человеку
на потребу, управляется богом с помощью ангелов и через посредство светил
небесных. Ведь святой Дионисий ("О божественных именах", 4) говорит, что
светила являются причинами того, что совершается на земле, но эти причины не
есть непреоборимая сила. Так как человек телесно стоит под влиянием небесных
тел, по рассудку он подчинен ангелам, а по хотению зависит непосредственно
от бога, то может случиться, что человек, не слушая божьего внушения и
увещания добрых ангелов и находясь под влиянием телесного аффекта,
склоняется к тому, к чему влекут его светила. Это приводит к тому, что и
воля, и рассудок попадают в тенета злобы и заблуждений. Однако
представляется невозможным попасть через посредство светил небесных в такие
тенета заблуждений, в каких находятся ведьмы, хотя бы влияния этих светил
приводили даже к кровопролитию, воровству, грабежу и к еще более
отвратительным проступкам. В своем сочинении "О вселенной" Вильгельм говорит
(и это подтверждается опытом): "Если общественная блудница посадит оливковое
дерево, оно останется бесплодным. Если же его посадит добродетельная
женщина, оно принесет плоды. Врач при врачевании, крестьянин при сеянии,
солдат при атаке производят под влиянием соответствующих светил то, чего
иные, производящие ту же работу, не могут совершить". Что касается
опровержения "случайности в событиях", то надо заметить, что существование
судьбы (fatum) может быть понято только так, как этому учит католическая
церковь. Всякое иное толкование - еретично. Если понимать судьбу, как
язычники и некоторые астрологи, считающие, что изменение констелляций
созвездий производит строго определенное изменение в нравах народных и что
тот или иной становится колдуном, а другой - героем нравственности в полной
зависимости от созвездий, под которыми он родился или был зачат, то это
учение не только не верно, но и еретично и заслуживает проклятия. Ведь это
учение уничтожает заслугу добрых дел и сводит на нет милость божью, а также
ведет к великому заблуждению, будто бы бог является причиной наших несчастий
и т. п. Поэтому судьбу в этом смысле надо отрицать как несуществующую. Ведь
и Григорий Великий (в "Поучениях" сказал: "Да будет чуждо сердцам верующих
приписывать судьбе какое-либо значение". Несмотря на сходство между только
|
|