|
во Францию и Ватикан большое количество документов. 12 ящиков с документами
инквизиции, принадлежавшие американскому полковнику Дэйвиду Фергюссону,
проживавшему в Мексике, погибли в огне в 1888 г. Ценные архивные бумаги были
утрачены во время чилийско-перуанской войны.
В начале XX столетия многие инквизиционные дела были выкрадены
американскими спекулянтами в Мексике и проданы за большие деньги частным
лицам в США. "Покупка и продажа оригинальных мексиканских исторических
документов,- отмечает американский историк Сеймур Б. Либман,- стала
прибыльным бизнесом. Некоторых людей это толкнуло на кражу материалов из
Национального архива Мексики, а других - на контрабандную переброску их из
Мексики в нарушение законов".
Хотя часть документов, относящихся к деятельности колониальной
инквизиции, сохранилась в архивах латиноамериканских стран, главный ее
архив, хранившийся в Испании, до последней четверти XIX в. считался
утерянным. Самое большое число документов по истории колониальной инквизиции
собрано в Национальном архиве Мексики, где их имеется 1553 тома,
охватывающих период с 1521 по 1823 г. Их опись составляет 15 томов.
Со второй половины XIX века, когда дело независимости стран Латинской
Америки упрочилось и политическое положение в некоторых республиках
несколько стабилизировалось, начинают появляться первые работы
латиноамериканских исследователей по истории колониальной инквизиции.
В 1863 г. одновременно были опубликованы две такие работы. Первая из
них под названием "Анналы инквизиции в Лиме" принадлежит перу Рикардо Пальме
(1833- 1919) - передовому перуанскому публицисту и писателю. Это
произведение выдержало много изданий и постоянно дополнялось автором. Оно
переиздается и в наше время как часть популярных исторических очерков
автора, объединенных единым названием "Перуанские традиции". Автор второй
работы - "Чем была инквизиция в Чили" - чилийский либеральный историк
Бенхамин Викунья Маккенна опубликовал ее в журнале "Ревиста де
Буэнос-Айрес". Несколько лет спустя, в 1868 г., этот же историк опубликовал
в Вальпарайсо исследование, посвященное Франсиско Мойену, одной из жертв
"священного" трибунала в Лиме.
Однако эти и следовавшие за ними работы носили фрагментарный и
популярный характер. И не удивительно - их авторам были недоступны
исчезнувшие архивы колониальной инквизиции, а ведь только по ним можно было
восстановить деятельность "священного" трибунала. Неизвестно, как долго его
преступления оставались бы нераскрытыми, если бы не счастливый случай.
В 1883 г. после 17-летнего перерыва были восстановлены дипломатические
отношения между Чили и Испанией. Секретарем чилийской миссии в Мадриде был
назначен молодой и весьма плодовитый историк Хосе Торибио Медина
(1852-1930), автор трехтомной истории колониальной литературы в Чили и
других исследований.
Приступив к исполнению своих обязанностей в столице Испании, Медина
поспешил осуществить свою давнишнюю мечту: посетить замок в селении
Симанкас, неподалеку от Вальядолида, который по распоряжению испанского
короля Карла V в 1540 г. был превращен в хранилище государственных
документов, в том числе касающихся управления американскими колониями.
В момент посещения симанкасского архива Мединой его 51 зал был забит
десятками тысяч различных папок с документами. Разобраться в этом хозяйстве
было довольно трудно, так как не имелось никаких описей. Но это не
обескуражило пытливого чилийского ученого, который, забыв о своих
дипломатических обязанностях, в течение многих недель рылся в древних
рукописях.
Старания Медины увенчались заслуженным успехом. В одном из подвальных
помещений, темном и сыром, именуемом "Колодцем епископа", он неожиданно
натолкнулся на архив колониальной инквизиции, надежды обнаружить который уже
давно потеряли ученые. Но передадим слово самому Медине: "Когда в конце 1884
г. я переступил порог монументального архива, расположенного в небольшой
деревушке Симанкас, мне и в голову не пришло, что именно там хранятся бумаги
трибуналов американской инквизиции или что когда-либо я займусь подобной
темой. Тем не менее я начал просматривать эти бумаги, в надежде обнаружить
некоторые важные факты, относящиеся к колониальной истории Чили... Изучая
их, я все больше и больше убеждался в том, что эти документы представляют
огромный интерес для познания жизни американских народов, находившихся под
властью метрополии. Одновременно я убедился, что все написанное до тех пор
об инквизиции не соответствовало богатству обнаруженных там документов,
интерес и значение которых выходили далеко за пределы самой темы".
Два года работал Медина в симанкасском архиве, проделав в буквальном
смысле титаническую работу: он собственноручно снял копии с тысяч
документов. Собранный им материал образует 65 больших томов, хранящихся
теперь в национальном архиве в Сантьяго (Чили). Вернувшись с этим
драгоценным багажом на родину, ученый не покладая рук трудился над
написанием истории инквизиции в Испанской Америке. О феноменальной
работоспособности Медины свидетельствует тот факт, что в 1887 г., всего лишь
год спустя после своего возвращения в Чили, он издает большой двухтомник,
посвященный истории трибунала инквизиции в Перу. В 1890 г. следует
двухтомник "История священного трибунала инквизиции в Чили". В 1899 г.
одновременно выходят три исследования о деятельности трибунала инквизиции в
Картахене, вице-королевстве Ла-Плата и на Филиппинах. В 1905 г. Медина
издает двухтомник по истории инквизиции в Мексике, и, наконец, в 1914 г.
|
|