|
которые покрыты выцветшими чернилами. Вследствие этого большая часть
документов представляет собой потемневшие листы, о которых можно лишь
сказать, что они были некогда исписаны"".
Как мы увидим ниже, папа Пий IX самым беспардонным образом лгал в своем
ответе Берти. И все же последнему удалось раздобыть несколько документов,
относящихся к процессу над Бруно, которые он опубликовал в 1876 г. в своей
книге "Судьба коперниканства в Италии". Однако само дело Джордано Бруно
продолжало храниться за семью замками в тайниках Ватикана.
В 1886 г. дело Бруно попало в руки одному из хранителей ватиканского
тайного архива - Грегорио Пальмери, который доложил о своей находке папе
Льву XIII. Папа затребовал дело себе, приказав Пальмери хранить о нем
строжайшую тайну. В 1925 г. в Италии было опубликовано 26 доселе неизвестных
документов инквизиции, относящихся к делу Бруно. В том же году кардинал
Меркати, заведующий секретным архивом Ватикана, обнаружил среди бумаг папы
Пия IX другой экземпляр дела Бруно. Сведения об этом просочились в печать, и
Ватикан был вынужден дать разрешение на его публикацию, что было
осуществлено не без умысла только 15 лет спустя, в 1942 г. Таким образом мир
узнал подробности инквизиционного процесса над Джордано Бруно лишь 342 года
спустя после его казни! На русском языке этот документ был издан в 1958 г. в
переводе и с комментариями А. X. Горфункеля. Джордано Бруно перед судом
инквизиции (краткое изложение следственного дела Джордано Бруно).- Вопросы
истории религии и атеизма.
Хотя в XX в. публикация документов, относящихся к истории инквизиции в
разных странах, значительно увеличилась по своему объему, то, что вышло в
свет,- ничтожная толика хранящихся в архивах материалов, большинство которых
все еще недоступно исследователям. Достаточно сказать, что в государственном
испанском архиве в Симанкасе (Испания) хранится около 400 тыс.
неопубликованных дел "священного" судилища, а в национальном архиве
Португалии в Торре ду Томбу таких дел насчитывается около 40 тыс. Многие
документы португальской инквизиции не уцелели. Дворец инквизиции в
Лиссабоне, где эти дела раньше хранились, дважды горел; в 1755 г. он сильно
пострадал от землетрясения, а в период французской оккупации (1808-1812) в
нем находился штаб оккупационных войск; в 1821 г. дворец инквизиции был
разрушен восставшим населением португальской столицы. О сохранении
сколь-либо полного инквизиционного архива в этих условиях не могло быть и
речи. Подавляющее большинство этих дел никем еще не изучено. В частности,
предстоит еще много сделать для изучения португальской инквизиции,
крупнейшим исследователем которой был Александре Эркулану (1810-1877). Его
сочинение по истории учреждения инквизиции в Португалии положило начало
научному изучению деятельности "священного" судилища в этой стране.
Александре Эркулану, романтик, либерал и антиклерикал, писал свою
работу в "назидание потомству", в ответ тем реакционерам, которые обвиняли
его современников - сторонников французской революции 1789 г. и буржуазных
преобразований - в кровожадности, жестокости, терроризме. "Когда ежедневно
нас упрекают,- писал португальский историк,- в безрассудстве современных
революций, в эксцессах, вызванных нетерпеливыми людьми, в преступлениях,
совершенных немногими фанатиками и, если вам угодно, немногими лицемерами,
провозглашающими новые идеи, безусловно мы вправе привлечь прошлое к суду,
чтобы посмотреть, не станем ли мы вновь жертвами реакционных течений, и
чтобы убедиться, обеспечат ли нам ультрамонтанные и сверхмонархические
устремления порядок, мир и счастье, если мы вновь откажемся от прав
свободных людей и доктрин терпимости..." И далее, упоминая о 40 тыс. дел
португальской инквизиции, сохранившихся в архивах, Эркулану отмечал:
"Провидение сохранило их для того, чтобы они выступили в роли мстителей за
многочисленные преступления инквизиции, и мы (то есть те, кто разоблачает
действия инквизиции.-И. Г.), хотя и считаем, что действуем по своей
собственной воле, может быть, выступаем всего лишь в роли инструмента
божественной справедливости".
Исследование Эркулану, основанное на источниках архива Торре ду Томбу,
директором которого он был в течение многих лет, до сих пор не утратило
своего научного значения.
Различные перипетии сопутствовали и раскрытию преступлений инквизиции в
Испанской Америке.
После изгнания испанских колонизаторов и образования независимых
латиноамериканских государств в течение многих десятилетий эти преступления
оставались нераскрытыми. Причины тому были разные. Хотя испанцы и были
изгнаны, они не отказались от надежды вернуться в свои колонии. Поэтому
патриоты, опасаясь реставрации, во многих местах уничтожили архивы
трибунала.
Инквизиторы в свою очередь, страшась заслуженной кары со стороны
патриотов, в период войны за независимость прятали и уничтожали
компрометирующие их документы. Многие документы были расхищены или пропали
во время многочисленных иностранных интервенций и гражданских войн, а также
в результате пожаров и землетрясений. Погибли ценные архивы инквизиции в
Картахене (современная Колумбия) во время стодневной осады этого города
испанскими карателями во главе с маршалом Морильо в 1815 г. Американские
оккупанты, разграбившие столицу Мексики в 1848 г., утащили с собой немало
ценных исторических документов, в том числе и касающихся деятельности
инквизиции. Известно, что священник Фишер, личный исповедник императора
Максимилиана (1864-1867), во время французской интервенции в Мексику вывез
|
|