|
ы сущностью самостоятельной, самодовлеющей, не имеющей ко мне отношения,
независимой от меня сущностью и бытием. Стало быть, значение природы как
чего-то самого по себе ничтожного, как простого средства для человека
восходит исключительно к акту творения; но это значение прежде всего
раскрывается в тех случаях, когда человек впадает в нужду, подвергается
смертельной опасности, оказывается в коллизии с природой, последняя же
приносится в жертву благу человека, - так происходят чудеса. Итак,
предпосылка чуда - творение, чудо есть заключение, следствие, истина
творения. Творение так относится к чуду, как род или вид к отдельному
индивидууму; чудо есть акт творения в виде особого, единичного случая.
Другими словами: творение - теория; практикой, применением является чудо.
Бог - причина, человек - цель вселенной, то есть бог - теоретическое
первосущество, человек - первосущество практическое. Природа для бога -
ничто, она - простая игрушка его всемогущества, но только для того, чтобы в
случае нужды, да и вообще природа не имела никакой силы над человеком. В
творце человек освобождается от ограниченности своего существа, своей
"души"; в чуде он освобождается от ограниченности своего существования,
своего тела; в первом случае он превращает в существо природы свое
невидимое, мыслящее и мыслимое существо, во втором случае - свое видимое,
практическое индивидуальное существо; в первом случае он узаконивает чудо,
во втором - он его реализует. Поэтому в чуде цель религии достигается
чувственным, доступным путем- власть человека над природой, божественность
человека становится чувственно воспринимаемой истиной. Бог творит чудеса, но
по просьбе человека и если не в ответ на жаркую молитву, то все же в
интересах человека, в соответствии с его тайными, внутренними желаниями.
Сарра засмеялась, когда господь обещал ей на старости лет сынишку, но и
тогда еще, конечно, она больше всего думала и мечтала о наследнике. Итак,
тайным чудотворцем является человек, но с течением времени - а время
раскрывает всякую тайну - он становится и должен стать явным, видимым
чудотворцем. Первоначально человек испытывает на себе чудеса, в заключение
он их сам творит; первоначально он - объект бога, в заключение он - сам бог;
первоначально бог находится только в сердце, в духе, в мыслях, в заключение
он - во плоти. Вместе с тем мысль скромна, чувственность нескромна; мысль
молчалива и сдержанна, чувственность откровенно и без обиняков раскрывает
себя, ее высказывания поэтому легко высмеять, если они находятся в
противоречии с разумом, потому что здесь противоречие бросается в глаза, оно
бесспорно. Вот почему современные рационалисты стыдятся верить в телесного
бога, то есть в чувственное, наглядное чудо, но не стыдятся верить в бога
нечувственного, то есть в нечувственное, скрытое чудо. Но придет время,
когда исполнится пророчество Лихтенберга, когда вообще вера в бога,
следовательно и в бога рационалистического, будет считаться таким же
суеверием, каким в настоящее время считается вера в телесного,
чудодейственного, то есть христианского, бога, когда вместо церковного света
наивной веры и вместо сумеречного света рационалистической веры засияет,
согревая человечество, яркий свет природы и разума.
54.
У кого для бога нет иного материала, помимо доставляемого
естествознанием, житейской мудростью или вообще естественным взглядом на
вещи, кто бога, следовательно, наполняет лишь естественнонаучными данными,
под которыми подразумевается только причина или принцип астрономических,
физических, геологических, минералогических, физиологических, зоологических
и антропологических законов, тот должен быть настолько честен, чтобы
воздержаться от имени божия, ибо принцип природы всегда есть естественная
сущность, а не то, из чего слагается понятие бога. Безграничен произвол в
употреблении слов. Но всего больше злоупотреблений и противоречивых
истолкований встречается в отношении слов: бог и религия. Откуда этот
произвол, откуда это смешение? Они происходят потому, что из страха или
нежелания вступать в конфликт с мнениями, освященными давностью, старые
названия сохраняются, но с ними связываются совсем другие понятия, возникшие
с течением времени, ибо только название, только видимость управляет миром,
даже миром религиозным. Так обстояло дело с греческими божествами,
получившими с течением времени самые противоположные значения, так же
обстоит дело с христианским богом. Религия сводится к атеизму, называющему
себя теизмом; действительное христианство современности сводится к
антихристианству, называющему себя христианством. Мир желает быть обманутым.
Как церковь, превращенная в естественнонаучный кабинет, уже не дом божий и
не должна так называться, так и бог, если его сущность и действия
раскрываются лишь в астрономических, геологических, зоологических,
антропологических делах, уже не есть бог; бог есть религиозный термин,
религиозная сущность и объект, а не физическая, не астрономическая - словом,
не космическая сущность. В своих застольных беседах Лютер говорит: "Deus et
cultus sunt relativa:
бог и богослужение взаимно связаны, одно не может существовать без
другого, ибо бог непременно должен быть богом определенного человека или
народа, он всегда находится в pracdicamento relationis, относится к чему-то
другому. Бог хочет иметь ему поклоняющихся и его почитающих, ибо это одно и
то же - иметь бога и почитать его, это соотносительные понятия, как в браке
муж и жена, - одно не может быть без другого"). Таким образом, бог
|
|