|
акими достойными почитания свойствами. Должен ли я в связи с этими
свойствами возносить свои очи к универсальной первопричине и повернуться
спиной к собаке? Но ведь всеобщая причина одинаково оказывается как причиной
дружественно настроенной к человеку собаки, так и враждебного человеку
волка, а ведь если я хочу утвердить свое собственное, более ценное бытие, то
вразрез со всеобщей причиной я должен стремиться к уничтожению волка.
8.
Божественная сущность, раскрывающаяся в природе, есть не что иное, как
сама природа; она раскрывается, выявляется и напрашивается человеку как
божественное существо. У древних мексиканцев среди многих богов существовал
также бог соли. Скорее это богиня, но в данном случае это безразлично. Этот
бог соли убедительным образом открывает нам тайну божественности природы
вообще. Соль (каменная соль) олицетворяет для нас экономические, медицинские
и технологические действия природы в ее столь восславленной теистами
полезности и благодетельности; соль своим воздействием на глаза и
настроение, своим цветом, своим блеском, своей прозрачностью олицетворяет
красоту природы; своей кристаллической структурой и формой олицетворяет
гармонию и закономерность природы; своим составом из противоположных веществ
- связь противоположных элементов природы в виде одного целого, связь, в
которой теисты с давних пор усматривали неопровержимое доказательство
существования царя природы, отличного от нее самой, так как благодаря
незнанию природы они не понимали, что как раз взаимным притяжением обладают
противоположные вещества и существа, сами собой соединяющиеся в единое
целое. Что же такое представляет собой бог соли? Тот бог, чье царство,
бытие, откровение, действие и свойства содержатся в соли? Это не что иное,
как сама соль, по своим свойствам и действиям раскрывающаяся человеку как
божественное, то есть благодетельное, величественное, ценнейшее и
удивительное существо. Гомер определенно называет соль божественной; таким
образом, бог соли есть только знак и выражение божества, или божественной
соли, точно так же бог вселенной, или вообще природы, есть только знак и
выражение божественности природы.
9.
Вера в то, что в природе раскрывается другое существо, а не сама
природа, что природа восполняется и управляется существом, от нее отличным,
принципиально совпадает с верой в то, что духи, демоны, дьявол раскрываются
в человеке, во всяком случае в некоторых состояниях, что они владеют
человеком; это фактически есть вера в то, что природа одержима чуждым,
призрачным существом. Разумеется, и в действительности природа с точки
зрения данного религиозного взгляда находится во власти духа, но этот дух
есть дух человеческий, есть его фантазия, его чувство, которое
бессознательно внедряется в природу, делает природу символом и зеркалом
своей сущности.
10.
Природа - не только первый, основной предмет религии, она также
неизменно наличная основа, постоянный, хотя и скрытый, фон религии. Вера в
то, что бог, если даже он мыслится как отличное от природы, сверхприродное
существо, есть объективная сущность, существующая помимо человека, по
выражению философов, вера эта коренится лишь в том, что существующее помимо
человека объективное существо - вселенная, природа, прежде всего сама есть
бог. Существование природы не опирается согласно взглядам теизма на
существование бога. Нет! Наоборот: существование бога или, вернее, вера в
его существование опирается лишь на существующую природу. Ты только потому
принужден мыслить бога как реальное существо, что ты понуждаешься самой
природой предпослать своему существованию и своему сознанию бытие природы;
основное понятие бога сводится к тому, что он есть бытие, предшествующее
твоему существованию. Другими словами: в вере, что бог существует помимо
человеческого сердца и разума, что он существует безусловно, вне зависимости
от того, существует ли человек или нет, мыслит ли человек бога или не
мыслит, хочет ли он его или не хочет, - в этой вере, или, скорее, в предмете
этой веры, никакая другая сущность не маячит в твоей голове, кроме природы,
бытие которой не опирается на существование человека, не говоря уже об
обосновании со стороны человеческого ума и сердца. Поэтому если теологи, в
особенности рационалисты, главное достоинство бога усматривают в том, что он
есть существо, независимое от человеческой мысли, то пусть они обратят
внимание на то, что честь такого существования принадлежит также богам
слепых язычников, звездам, камням, деревьям и животным, что, таким образом,
непричастное мысли существование их бога не отличается от существования
египетского бога Аписа.
11.
Свойства, обусловливающие и выражающие отличие божественного существа
от существа человеческого, или во всяком случае от человеческого
индивидуума, прежде всего или в основном являются лишь свойствами природы.
|
|