|
аходится вполне в моей власти; право собственности распространяется только
на мною сделанное. Ребенок-мой, потому что я его отец. Итак, только
творением оправдывается, реализуется, исчерпывается владычество. Языческие
боги уже были действительно владыками природы, но не творцами ее, поэтому
они-конституционные, ограниченные, введенные в известные рамки, не
абсолютные монархи природы, иначе говоря, язычники еще не были абсолютными,
безусловными, радикальными сторонниками всего сверхъестественного.
42.
Теисты объявили учение о единстве бога сверхчувственным, основанным на
откровении учением по его происхождению, не учитывая, что человек является
источником монотеизма, что единство бога коренится в единстве человеческого
сознания и духа. Мир раскрывается перед моим взором в бесконечном
многообразии и разнообразии, но вместе с тем мой дух, моя голова охватывает
все эти бесконечные и разнообразные предметы: солнце, луну и звезды, небо и
землю, близкое и отдаленное, наличное и отсутствующее. Монотеизм ставит во
главу мира и провозглашает причиной его эту сущность человеческого духа или
сознания, сущность, столь удивительную для религиозного, то есть
некультурного, человека, сущность сверхъестественную, не связанную ни с
какими временными или пространственными пределами, не ограниченную никаким
определенным родом вещей, заключающую в себе все предметы, все существа без
того, чтобы самой быть предметом или видимым существом. Бог называет, бог
мыслит мир, и мир существует. Бог повелевает ему не быть, бог не мыслит и не
желает его бытия, и его нет; другими словами: я в своем мышлении, силой
своего представления и воображения, могу все вещи, а следовательно и весь
мир, по произволу вызывать и уничтожать, создавать и обрекать на гибель.
Бог, создавший мир из ничего и вновь по своей воле превращающий его в ничто,
есть не что иное, как сущность человеческой способности абстракции и силы
воображения; согласно ей я по своему желанию могу себе представить мир
существующим или несуществующим, могу утвердить и могу уничтожить его бытие.
Это субъективное небытие, это отсутствие мира в представлении превращается
монотеизмом в его объективное, действительное небытие. Политеизм, вообще
естественная религия, превращает действительные существа в представляемые,
воображаемые существа; монотеизм же превращает представляемые существа,
вымыслы, мысли в существа действительные или, вернее, сущность силы
представления, мышления и воображения - в реальную, абсолютную, высшую
сущность. Один богослов говорит, что власть бога простирается настолько,
насколько простирается человеческая способность представления. Но где предел
представляющей способности? Разве есть что-нибудь невозможное для силы
воображения? Я в силах помыслить, как нечто несуществующее, все реальное и
как существующее - все нереальное; так, я могу "этот" мир представить себе
как несуществующий, а бесконечное число других миров - как существующие. То,
что представляется действительным, есть возможное. Бог же есть существо, для
которого нет ничего невозможного; он по своей силе - творец бесчисленных
миров, средоточие всех возможностей, всего, что можно себе представить;
другими словами, он не что иное, как сущность человеческой способности
воображения, мышления и представления, сущность, ставшая действительной,
предметной, служащая объектом мысли и представления в качестве
действительного и даже наидействительнейшего, абсолютного существа.
43.
Подлинный теизм или монотеизм возникает только тогда, когда человек
относит природу лишь к себе и превращает это отношение в ее сущность,
следовательно, в себе усматривает конечную цель, делает себя центральной и
объединяющей точкой природы; это происходит потому, что природа, как
безвольный и бессознательный предмет, используется им не только для его
необходимых, органических, жизненных отправлений, но также для его
произвольных, сознательных целей, действии и наслаждений. Один отец церкви
определенно называет человека связью всех вещей, поскольку бог в нем хотел
сосредоточить вселенную в единство, поэтому все объединяется в человеке, как
в цели, все стремится к его пользе. Во всяком случае, и человек, как самое
индивидуальное существо природы, есть ее завершение, но не в
противоестественном и супранатуралистическом смысле телеологии и теологии.
Если природа полагает свою цель вне себя, то и ее основание и начало по
необходимости тоже - вне ее; если она существует только для другого
существа, то она необходимо и происходит от другого существа, а именно от
того существа, намерением или целью которого при создании был человек как
существо, наслаждающееся природой и обращающее ее в свою пользу. Начало
природы восходит к богу лишь в том случае, когда завершение ее оказывается в
человеке; другими словами, учение: бог - творец мира, имеет свое основание и
свой смысл лишь в учении: человек есть цель творения. Если вы стыдитесь
верить, что мир сотворен, сделан для человека, о! то стыдитесь также того
вероучения, что вообще мир сотворен, сделан. Если написано: "вначале бог
сотворил небо и землю", то там же еще написано: "бог создал два великих
светила, а также звезды и поместил их на тверди небесной, чтобы они освещала
землю и управляли днем и ночью". Если вы веру в человека как цель природы
называете человеческим высокомерием, о! то назовите также человеческим
высокомерием веру в творца природы. Только тот свет, который светит ради
|
|