|
и предполагаемым авторитетом. Они чувствовали, что человек
одарен разумом для того, чтобы он мог сам разобраться в великих проблемах жизни
и бытия во вселенной, – разумом, который не требуется для борьбы за
материальное существование, но который, очевидно, развился в целях применения
его для чисто интеллектуальных функций. При таком убеждении становится
обязанностью передовых людей развивать свой ум до крайней возможной степени,
производить расследования в высших, доступных ему, областях и, достигнув ценных
умозаключений, иметь мужество отстаивать их.
Но были еще и другие причины, побудившие этих древних мыслителей учреждать
философские школы, предназначенные существовать рядом с религиозными учениями
их расы. Эти мудрые люди предвидели возникновение догматических религиозных
учений, или теологии, покровительствуемой и поддерживаемой жрецами,
извлекавшими для себя лично выгоды из такого порядка вещей. Цель жрецов
заключалась в том, чтобы приучить население к массе догматов, к разным так
называемым "авторитетным" наставлениям, торжественным богослужениям, обрядам и
верованиям, совершенно чуждым сущности истинной веры, в которых покров
обрядности, в конце концов, заглушал истинные религиозные идеи. Эти опасения
вполне оправдывались человеческим опытом всех времен и всех народов: рост
организованной церкви и духовенства неизменно сопровождался стеснением
философской свободы и ясности мысли, а также извращением первоначальных учений
данной религии. Таковы законы церковной организации и кристаллизации верований.
И вот древние мудрецы задумали учредить рядом с традиционными религиозными
учениями другую школу религиозной мысли, – мысли, опирающейся скорее на
заключения чистого разума, чем на веру и на авторитет. Таким образом они
надеялись сохранить чистоту учений и яркость пламени Истины даже тогда, когда
время от времени покров церковности окутывал бы индийские учения.
Эта предосторожность способствовала сохранению в целости истинной философской
мысли в Индии в течение более чем пяти тысяч лет. По временам религиозные вожди
и наставники становились педантичными приверженцами правоверности, а потому
обрядность, форма, церемониал и догматизм заставляли народ забывать древнюю
мудрость. Боги, полубоги и сверхъестественные существа разного рода вытесняли
мысль о Том из ума народа, и То казалось лишь бледным и туманным пятном по
сравнению с олицетворением божества и многочисленными божественными
воплощениями. И таким образом религиозные формы процветали, но дух религии
слабел и отлетал. Тогда можно было быть уверенным, что появится какой-нибудь
еретик, или диссидент-протестант, или реформатор, – который, вернувшись к
древним учениям и миросозерцанию предков, будет проповедовать учение о Том и о
необходимости поставить в основание веры Чистый Разум вместо церковного
формализма и догматической теологии, на которых зиждется так многое из того,
что носит название "религии". Эти реформаторы привлекут к себе многих мыслящих
людей, а за ними последуют в большом числе уже и люди менее интеллигентные, и
образуется новая школа или форма религии; причем, если она будет основана на
правильных суждениях и сумеет дать практические указания, то будет расти,
процветать и преуспевать не менее школ прежних наименований. Но рано или поздно
умственная апатия и оцепенение мысли, свойственные старости, вкрадутся в жизнь
новой школы, и тогда произойдет новый раскол и новая реформа. Таким-то образом,
на протяжении столетий, появлялись школа за школой и происходили раскол за
расколом; и каждая школа имела свое начало, подъем, упадок, ветхость и кончину.
Вместе с тем для каждой из них источником вдохновения служила философия предков,
которая передавалась, главным образом, путем преданий и в легендах, так как
восточная память замечательна в этом отношении: учения, появившиеся много веков
тому назад, передаются от учителя к ученику изустно, в нетронутом виде, вплоть
до наших дней.
По истечении нескольких столетий стали появляться многочисленные сочинения
индийских писателей, в которых, естественно, находились упоминания и отзывы о
древних учениях и древней философии. Большинство этих сочинений имели характер
поэтических произведений и окрашивались в тот или иной цвет, согласно
воображению поэта. Вскоре затем под руководством ученых наставников
образовались школы, поощрявшие развитие мысли; последователи этих школ оставили
нам целый ряд философских сочинений. Таким образом возникли Упанишады, это
удивительное собрание древних санскритских сочинений, которые содержат в себе
местами самые возвышенные философские идеи и такую премудрость, на какую
когда-либо был способен человеческий ум. Кто добыл ключ к уразумению основных
учений, изложенных нами в этой главе, тот может найти в Упанишадах обработку
этих учений и пояснения примерами, что послужит для него источником величайших
наслаждений и подготовит его ум к восприятию самых возвышенных идей. Смелость и
отвага, с какими некоторые из этих древних мыслителей развивают идею вплоть до
ее логического заключения, покажется откровением для ума, тренированного в
осторожных, осмотрительных методах многих западных философов. Окруженные со
всех сторон религиями и людьми, приверженными к правоверности и догматизму,
сочинители Упанишад не колебались рассуждать вне установленной линии мысли,
даже в том случае, когда, развивая философскую идею, приходилось отбросить
прочь все догматы господствующей религии. И достойно удивления, что Индия
всегда была почти совершенно свободна от религиозных гонений и преследований;
даже могущественное духовенство никогда не было в состоянии преодолеть
врожденную склонность индуса к свободн
|
|