|
му, как феноменальные
проявления материи должны быть видимостью, отражением, выражением, или
эманацией первого аспекта Того, т.е. абсолютного, существенного Пространства, –
так и все феноменальные проявления физической энергии, или силы должны быть
видимостью, отражением, выражением, или эманацией второго аспекта Того, т. е.
абсолютного, существенного Движения; а все феноменальные проявления всеобщих
законов должны быть видимостью, отражением, выражением или эманацией третьего
аспекта Того, т.е. абсолютного абстрактного Закона. Эти три аспекта были
признаны лишь тремя различными перспективами Единой Реальности, но древние
философы вовсе не видели в них трех "частей", или трех "начал", или трех "лиц".
Это не была Троица, но было Единое, рассматриваемое с трех точек зрения. Что
касается абстрактных идей этих трех аспектов, столь отдаленных от феноменальных
проявлений, – то едва ли надо удивляться тому, что западные мыслители, пришли к
заключению, будто индийские метафизики учили, что "Все есть ничто". Ведь
мышление индусов так высоко парило в тонкой, разреженной атмосфере
трансцендентальной философии. Но "ничто" (точнее: "не вещь", т.е. не какое-либо
конкретное бытие), как его понимают индусы, далеко не то же, что понятие о
"ничто" (в смысле отрицания всякого вообще бытия), свойственное европейскому
уму.
Западный мыслитель часто выражает удивление по поводу того, что индийские
философы в перечень аспектов Того не включили жизнь и разум. По индусы видели в
разуме и жизни феноменального мира лишь отражение или видимость бытия Того, а
не какие-либо Его аспекты, т.е. они рассматривали их скорее как феноменальные
отблески или отражения целостного бытия Того, а не одного какого-либо из Его
аспектов. Они не представляли себе возможность Бытия Того без связи с
бесконечным Его существованием и знанием; но они делали тонкое отличие и не
говорили что То "живет" или "мыслит" (это может относиться только к
феноменальным проявлениям и атрибутам). Они просто утверждали: То "Есть",
подразумевая под этим реальное бытие, существование и знание которого
бесконечны и абсолютны, в то время как жизнь и разум во вселенной являются лишь
феноменальными отблесками первых.
Из этой индийской коренной мысли о Единой Реальности, какой является То,
происходят все разнообразные понятия о мировой субстанции, мировой энергии и
даже мировой душе; самая же высокая идея заключается в том, что все они исходят
из Того, и что То продолжает оставаться в мысли и тогда, когда все
второстепенные идеи уже исчезли. То есть Нечто, вне Чего человеческий разум
неспособен мыслить; Нечто, чему он (не может отказать в субъективном
существовании, так как Оно является основанием самой мысли, а равно и
основанием всех идей о божестве личном и безличном. Лучшие индийские учителя
всегда утверждали, что То не поддается выражению никакими словами; что Оно
немыслимо и невыразимо в описательных терминах; что "определить Его значит Его
ограничить, а следовательно, и отрицать Его"; что Оно превосходит силу всякого
человеческого понимания и воображения и находится вне полета и достижения
человеческой мысли; тем не менее, когда ум человеческий останавливается на этом
предмете, то он неизбежно принужден мыслить бытие Того. И насколько человек не
в состоянии отрешиться от собственного "я", когда он думает о личных делах,
настолько же он не может отказать идее Того в субъективном существовании, когда
он мыслит о природе вещей. Оно неописуемо, и, тем не менее, мы принуждены
предполагать Его бытие. Когда мы дойдем до разбора различных религий и
философских систем Индии, мы познакомимся с Теми построениями, какие пытались
люди воздвигнуть на этом основном фундаменте. Под всеми этими построениями мы
обнаружим ту же первоначальную идею древних индийских учителей, хотя нередко
почти совершенно скрытую воздвигнутыми на ней временными сооружениями. Быть
может, и эти постройки не устоят против разрушительного действия времени, как
все вообще человеческие теории и верования; но доколе существует человеческая
мысль, до тех пор эти элементарные истины должны быть приняты в качестве
основных и необходимых. Если вы подвергнете исследованию религий и философские
системы западного мира, вы найдете тот же основной фундамент под ними всеми;
если бы было иначе, они не могли бы долго существовать.
Вышеприведенные основные истины индийской философии, по отношению к Тому,
принимаются лучшими мыслителями Индии за аксиомы и не подвергаются никакому
сомнению. Для того чтобы вы могли понять рассуждения, с которыми придется
встречаться в следующих чтениях этой книги, где будут рассмотрены различные
философские идеи, было бы очень важно для вас получше ознакомиться с
вышеуказанными характерными особенностями рассуждений древних индийских
мудрецов. Вы найдете, что, однажды хорошо с ними освоившись, вы будете в
состоянии оценить каждый метафизический и философский вопрос с необыкновенной
ясностью мысли и умением разбираться в деле. Это аксиомы индийской мысли,
формулированные много веков тому назад самыми сильными философскими умами, о
каких мы имеем сведения. Они заслуживают внимания каждого, кто хочет мыслить
по-философски.
* * *
Следует отметить, что, формулируя вышеуказанные основные принципы индийских
систем философии, древние учители оценивали свою задачу исключительно с точки
зрения чистого разума, независимо от каких-либо религиозных учений или голосов
религиозных авторитетов. И это не потому, что древние учители хотели выразить
свое недоверие господствующим в их время религиям, а потому что они чувствовали,
что истина должна быть выше того, что дается простой верой или согласием с
учениями и догматами, установившимися по повелению лиц, обладающих
действительным и
|
|