|
будут стоить нам эти пути, и как они разовьются, и как мы
через них пройдем, зависит от нашего выбора, который мы считаем свободной,
более того, не только личность является свободной, но и еврейский народ
является свободным. Ведь если народу, а не только личности, предлагается:
"Выбери!", следовательно, народ тоже имеет свободу выбора.
3амечание. Когда говорится в Mидраше о том, что Бог подвесил над ними гору, то
из этого не следует, что у них нет свободы выбора, из этого следует, что за
выбор приходится расплачиваться. Это совсем другое дело. Расплачиваться
приходится, безусловно. Но свобода выбора есть.
5.2. Исторический детерминизм как противоречие религии. Я расскажу еще такую
вещь. Вот есть человек. Спрашивается: что с ним будет через 200 лет? Ответ: он
умрет. Да, конечно, мы знаем, что через 200 лет человек умрет, но бессмысленно
будет говорить, что раз он умрет, то его жизнь предопределена. Умрет – это
граничная точка, это правда. Но как он дойдет до этой смерти и что он на этом
пути сделает, что с ним будет – вот это совершенно не предопределено. Человек
умрет, но неразумно сказать: "Раз ты все равно умрешь, то твоя жизнь
предопределена". Она предопределена на 0,0001%. А на все остальные 99,999 она
не предопределена. Поэтому наличие пограничных точек никоим образом не означает
предопределенности.
То же самое с народом. Можно сказать, что да, приход Машиаха предопределен.
Предопределен только в том смысле, что есть некий точный пограничный,
обязательно происходящий. Но как мы до этого дойдем, и что при этом будет, и
что при этом случится, и чем мы за это заплатим, или не заплатим, что мы на
этом пути создадим, – это совершенно не предопределено. Поэтому с религиозной
точки зрения, человек, безусловно, свободен. Ограничен – само собой, но
ограничен – не значит не свободен. У нас имеются отдельные предсказания, когда
предсказывается, что произойдет. Но они почти всегда неоднозначны. Классический
пример предсказания, это, конечно, "Книга Ионы". Иона предсказывает: через 40
дней Ниневия будет разрушена. Это пограничная точка. Перевернута она будет, но
как она будет перевернута, зависит от людей. Перевернется ли она в смысле
Содома и Гоморры и уничтожится, или она перевернется в смысле банальном и
останется жить? Это зависит от людей. Иными словами, жители Ниневии, т.е.
неевреи даже, свободны в определении своего будущего, поэтому нет ничего более
противоречащего религии, чем исторический детерминизм.
6. 3АКЛЮЧЕНИЕ. В ЧЕМ ВРЕД ИДЕИ ДЕТЕРМИНИЗМА
"Kнига Ионы" – отличный пример, классический, эту книгу читают в Йом-Kипур
специально, чтобы вам напомнить, что и у человека и у народа есть свобода
выбора. Почему ее читают в Йом-Kипур? Это элементарная, всем известная книга.
Ее читают специально каждый Йом-Kипур, именно в День Суда, чтобы показать тебе,
что ты свободен. Конечно, у тебя нет исторической детерминированности, что
исторически ты свободен, как народ в целом, а не только как отдельный человек.
Идея детерминизма является, с моей точки зрения, отвратительной, прежде всего
потому, что она убивает в человеке свободное начало. Эта идея пытается снять с
человека ответственность: от него ничего не зависит, потому что все равно так
будет. Убить совершенно его волю к действию. Поэтому, по моим ощущениям, эта
идея отвратительна.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
Лекция 7
Печатается с магнитозаписи.
Приносим извинения за возможные ошибки и опечатки
1. ОТЛИЧИЕ МИРА ТАНАХА ОТ МИРА ТАЛМУДА.
ИСТОРИЯ ОТХОДА ОТ ИУДАИЗМА ЭЛИШИ БЕН-АБУЯ И ЕЕ АНАЛИЗ
У нас осталось всего две лекции, эта и на следующей неделе. На этом наш курс
заканчивается. Сегодня я собираюсь рассказывать о современной религиозной
философии. 3десь есть люди, которые слушали разные мои лекции. Я собираюсь
рассказывать то, что многие из вас слышали. Им будет неинтересно слушать второй
раз. Поэтому, чтобы им было тоже интересно, я начну с той темы, которую ни разу
не слушали. Первая часть у нас будет – сравнение мира ТаНаХа с миром Талмуда.
3начит, у нас мир ТаНаХа от мира Талмуда отличает много разных вещей. Начнем мы
с истории про Элишу Бен-Абуя. История такова. В Талмуде имеется такой персонаж,
Элиша Бен-Абуя, который был один из мудрецов Талмуда и потом, как записано,
вступил, если можно так сказать, на плохую дорожку: он разочаровался в иудаизме,
в заповедях, перестал их соблюдать и как бы ушел из еврейства. При этом
говорится, что было только четыре человека, которые вошли в пардес. Т.е.
достигли как бы высот знания в Торе. Один из них зашел и вышел, т.е. смог зайти,
но остался как бы собой и смог выйти. Это рабби Акива. А со всеми остальными
тремя приключилась более или менее плохая ситуация. Один из них, Бен-3ома,
зашел в пардес и сошел с ума, другой зашел и умер, а третий, Элиша Бен-Абуя,
зашел и стал срывать ветви. Т.е. он как бы совершенно не выдержал этого пардеса
и стал его уничтожать.
Так вот, этого Элишу Бен-Абуя, который был как бы великим мудрецом, но ушел на
плохую дорожку, даже не упоминают по имени, а когда надо упомянуть какие-то его
высказывания, то говорят "ахэр", т.е.
|
|