Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Пинхас Полонский - ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИУДАИЗМА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 57
 <<-
 
приходит в 
синагогу и видит человека, который читает Талмуд. И он так увлекся, что ничего 
вокруг себя не видит. Бешт ему говорит: "Ты так углубился в Талмуд, что совсем 
забыл о Боге". Т.е. хасидизм считает, что приближение к Богу чисто рациональным 
методом – на самом деле неполноценное, что чересчур глубокое погружение в 
интеллектуальную сферу человека очень калечит. 

Нужно отметить, что у литваков структура пирамидальная, и поэтому верхи с 
низами не общаются, а у хасидов структура концентрическая, и все хасиды 
находятся на равном расстоянии от Pебе. Являются ли они знатоками Торы или 
простыми людьми, не имеет значения, – все они к Pебе одинаково близки. Ребе с 
каждым из них общается, каждому из них помогает. А что происходит в 
пирамидальной структуре, если на вершине находятся два или три человека, между 
собой соперничающие, с разными точками зрения? Происходит нормальная, текущая 
конкуренция. Один из них проникает, может быть, на самый верх, но у литваков, 
как правило, во главе общины стоял не один человек, а два или три. Виленский 
Гаон, который был один на самом верху, исключение. И поэтому конкуренция 
наверху, наоборот, это постоянный признак, постоянный сопутствующий элемент 
пирамидальной системы. Это ее нормальное, здоровое состояние: на всех этапах 
происходит конкуренция. Благодаря этому структура сохраняется, не расходится на 
две или три пирамидальные, потому что она не может в принципе разойтись. Ведь 
народ, находящийся внизу, даже не понимает, что происходит наверху, о чем там 
спорят. Такие вещи доступны для понимания только следующему, близкому к ним 
уровню. Благодаря этому все прекрасно существуют в одной структуре. В любой 
другой пирамидальной структуре происходит всегда одно и то же: на близком от 
верха уровне находится борьба за власть. 3десь – борьба за влияние, как бы 
академическая борьба. В любой академической структуре есть такая же борьба за 
академическое влияние, это совершенно нормальное, естественное свойство 
пирамидальной структуры и происходит всегда. Достаточно рассмотреть структуру 
любого государства. Структура расколется только в том случае, если 
формообразующий элемент пирамиды будет разным. Например, если одни считают, что 
они строят пирамиду познанием Торы, а другие – по богатству или по достижениям 
в экономике. Но пока у всех есть одна общая ценность, пирамида будет 
сохраняться. 

Что же происходит в концентрической структуре? 3десь действительно один Pебе у 
каждой группы. Если появятся два, которые будут рядом, более-менее близкие, 
одинаковые, в структуре обязательно произойдет раскол. Потому что для нее 
неприемлемо, чтобы в центре находились двое. Для пирамидальной структуры это 
приемлемо, необходимо, а в концентрической структуре в центре всегда только 
один Pебе. И если вдруг на вершине окажутся два равновеликих человека, которые 
не смогут согласоваться так, что один из них будет Pебе, а другой останется 
простым хасидом, то структура обязательно расколется. У каждого образуется своя 
группа сторонников, и они никак не смогут сосуществовать. Они могут быть в 
хороших или в плохих отношениях, дружить или враждовать, – это другое дело, но 
они обязательно расколются на два круга, потому что хасидский подход не 
допускает, чтобы в центре были двое. В центре может быть только один. Итак, 
концентрическая структура раскалывается потому, что для нее все сосредоточено в 
одном человеке, а у литваков, при пирамиде, нет одного ведущего мудреца, здесь 
ведущей является Тора, а не мудрец. В центре литовской структуры стоит книга, т.
е. книжный шкаф, знания, а в центре хасидской структуры стоит человек. В этом и 
есть принципиальная разница. 

Хасидские структуры появились в основном там, где пирамидальная структура была 
до этого разрушена. Считается, что повлияли на это даже погромы Богдана 
Хмельницкого, хотя они были за сто лет до возникновения хасидизма. Они 
настолько разрушили всю систему, что она не смогла восстановиться на Украине, в 
Польше. А в Литве, где структура была неповрежденной, она осталась, прекрасно 
сопротивляясь хасидизму. Вопрос в том, где Pебе, этот хасидский "царь", брал 
столько энергии, чтобы давать ее всему своему окружению? Известно, что любая 
социальная структура живет, пока верхи удовлетворяют низы. Они могут давать 
низам разные вещи, например, ощущение государства, или продвижение экономики, 
могут помочь устоять в войне, или что-то еще. Пока верхи дают низам то, что 
низы от них желают получить, структура работает, но как только верхи перестают 
удовлетворять низы, структура начинает рушиться. Поэтому литовская структура 
действует и живет, пока верхи продолжают удовлетворять низы. И что же верхи 
могут и должны давать низам в еврейской структуре, в общине, которая живет в 
галуте: в Литве, на Украине, где-то еще? Я не имею в виду верхи в политическом 
смысле, "ваад четырех земель" или какую-то еще политическую структуру. Речь 
идет о ситуации, когда политическая структура, в общем-то, уже почти 
разрушилась. Тот, кто думает, что низы ждали от верхов материальной поддержки, 
кардинально ошибается. На самом деле низы кормили верхи. Это ведь не было 
государством, верхи "кормились" на добровольных началах, благодаря тому что 
народ их поддерживал, считал за свои верхи. Что же низы, т.е. простой народ, 
реально ждал от верхов? Естественно, что какой-то политической опоры они могли 
от них иногда ожидать, но довольно редко. Это уже не та ситуация, когда евреи 
были почти автономным государством в Польше. Это ситуация, когда уже еврейская 
автономия была на локальном уровне, никакого общего государства давно не было. 

B этих обстоятельствах к Pебе ходили с вопросами. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 57
 <<-