|
странство внутри становится круглым, и для него это был вполне
понятный термин, то нам сегодня этот термин кажется глупым и непонятным: что
значит круглым, не квадратным? И что ж такое круглое?
Поэтому возникла необходимость каждое понятие переосмыслить в терминах
Божественного управления миром. Т.е. вся система Сфирот, вся система Адам
кадмон, вся система этих Божественных миров, вся она была переформулирована в
нормальных, понятных нам терминах управления. И цимцум, например, состоит в том,
что из бесконечного количества вариантов набираются конечные варианты, и т.д.
Иными словами, комментарий Рамхаля на лурианскую Каббалу дает возможность
воспринимать ее в другой терминологии, и тем самым понять людям другой культуры,
живущим в последующие века.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
Лекция 5
ХАСИДИЗМ
Печатается с магнитозаписи.
Приносим извинения за возможные ошибки и опечатки
Сегодня, продолжая раскрытие Каббалы, мы поговорим о хасидизме. Многие,
вероятно, знают, что это учение возникло в середине XVIII в. на Украине. Тем,
кто с этим не знаком или хочет узнать подробнее, я рекомендую книжку Открытого
университета "Культура евреев Восточной Европы", в которой есть превосходный
раздел о зарождении хасидизма.
Но мы займемся хасидизмом, который представлял, как всем понятно, мистику, не с
точки зрения просто его истории, а с точки зрения его как бы каббалистического
аспекта. Кроме того, мы проведем некоторое сравнение хасидизма с его оппонентом.
Все, конечно, хорошо знают, что оппонентами хасидизма являются литваки, или
литовские евреи, называемые в просторечии "миснагдим". Т.е. миснагдим –
противники хасидизма.
Чем же отличаются друг от друга хасиды и миснагдим? Различие между ними
достигло своего апогея в конце XVIII в начале XIX в., потом оно постепенно
смазывалось, и сегодня они уже очень близки друг к другу, но все-таки
отличаются. Но в конце XVIII – начале XIX в. разница между ними была
кардинальной, и заключается она в следующем. Во-первых, община у литваков
устроена как пирамида. Это означает, что есть четкое деление в обществе: народ
находится как бы внизу пирамиды, в середине, пирамида сужается, и ее градацией
является знание Торы. При такой пирамидальной структуре в обществе есть четкая
иерархия, т.е. самая верхушка, знатоки Торы, с низами практически напрямую не
общаются. Типичным примером у нас является Bиленский Гаон, который сидел в
своем Бейт-Mидраше, изучал свои, если можно так сказать, высокие вещи, писал
время от времени что-нибудь, или в лучшем случае его ученики ходили куда-то и
кого-то обучали. Но, естественно, Bиленский Гаон никогда не общался с простым
народом. В отличие от такой иерархии, структура хасидской общины устроена
концентрически. В центре стоит Pебе, все хасиды от него на равном расстоянии, и
Pебе с каждым общается.
B чем разница между этими структурами? B пирамидальной структуре молодой
человек стремится приобрести профессию, дающую всегда – в любом обществе –
социальный статус. Это классика. Человека прежде всего влечет к той или иной
профессии общественное уважение. Т.е. та профессия, которая котируется,
уважается, престижна, – больше других влечет молодежь. Естественно, что в
пирамидальной структуре самая престижная профессия – изучение Торы, потому что
именно она ставит человека на верх социальной лестницы. Поэтому вполне понятно,
что в такой структуре вся молодежь пойдет в ешивы. И поэтому в изменении
структуры, в разрушении этой пирамиды, в переводе структур общества с
пирамидальной на концентрическую, литовские евреи увидели угрозу разрушения
Торы. Т.е. если Тора больше не является центром жизни, как бы основой иерархии,
то молодежь не захочет идти в ешивы, и изучению Торы будет нанесен непоправимый
ущерб. Иными словами, можно в каком-то смысле сказать, даже не совсем точно,
что здесь главным считается интеллект. Это имеет отношение к рационализму. Не
полностью, потому что у литваков тоже есть мистическая основа, но если сравнить
рационализм и мистику по классической схеме, то естественно, что литваки
отнесутся к рационализму, потому что для них путь контакта с Богом – это
изучение Торы. Когда для человека контакт с Богом выражается в изучении Торы,
когда этот контакт происходит через интеллект прежде всего, через изучение Торы
и особенно Талмуда, вникание во все его сложности и перипетии, то это
рационалистический подход.
Естественно, что для хасидов характерен подход чисто мистиков. Т.е. для них
познание Бога возможно не только путем изучения Торы, путем рациональным, но и
путем переживания, эмоций, хасидских песен, – всего, к чему мы привыкли у
хасидизма. 3десь явно проявляется контакт с Богом не только через интеллект. По
этому поводу есть замечательная фраза из Бешта. Однажды Бешт
|
|