|
ссказал про эллинистический Египет. Ведь мы привыкли
рассматривать еврейство древности только через призму Талмуда, т.е. еврейство
талмудического типа. Поскольку все еврейство Египта было уничтожено, то вся
дальнейшая история прошла через еврейство Эрец-Исраэль и Вавилонии, а не через
еврейство Египта, поэтому наше видение той эпохи несколько как бы одностороннее.
3. ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
3.1. Причины возникновения еврейской философии в этот период. Где же у нас в
истории возникает этот синтез греческого и еврейского, так что может, наконец,
появиться еврейская религиозная философия? Это не произошло ни во время ТаНаХа,
конечно, потому что ТаНаХ был еще до греческой философии, ни в эпоху время
Второго Храма, потому что в это время контакт греков с евреями, хотя и был
довольно сильным, касался не философских сторон жизни, а обычаев, ни в эпоху
Талмуда, когда еще меньше был контакт евреев с греками. Это произошло только в
эпоху средневековья. Итак, не только в ТаНаХе ее нет, но и в Талмуде философии
нет. В Талмуде могут быть "Агадот", в нем могут быть философствования или
какие-то размышления и т.д., но никакой философии в Талмуде нет и быть не может,
потому что греческое начало в нем не присутствует. Оно начинает присутствовать
у евреев, только начиная с эпохи средневековья, когда евреи оказались в таком
мире, который был насквозь греческим. Евреев стал раздирать конфликт между ними
как жителями этого греческого мира и ими самими как носителями еврейской
религиозной идеи.
3.2. Краткий хронологический обзор развития еврейской религиозной философии. Я
не знаю, всем ли известны основные события древности, поэтому я включу в свою
лекцию краткий хронологический обзор того, что и когда было.
Эта схема, конечно, примитивна, но зато проста и легко запоминается. В ней с
интервалом в 500 лет мы разложим всю историю, чтобы понять, что было когда и в
этом не путаться. Предупреждаю, что масштаб здесь приблизительный, и отклонения
в 100 лет мы не будем считать отклонениями. В этой схеме мы рассмотрим
еврейские и европейские эпохи развития, которые, конечно, все друг с другом в
точности совпадают:
до –500 г.
от –500 г. до 500 г.
от 500 г. до 1000 г.
от 1000 г. до 1500 г.
от 1500 г. до 2000 г. (наше время)
До –500 г. в иудаизме – библейская эпоха, которая завершается разрушением
Первого Храма. В Европе до –500 г. – это архаика, концом которой является
создание философии. Архаическая эпоха – это эпоха мифологического сознания, в
частности, противоположного философскому осознанию. Создание философии в конце
этой эпохи совершенно не случайно совпадает с разрушением Первого Храма.
Согласно Талмуду, именно разрушение Первого Храма послужило причиной начала
создания философии. Каким образом – это отдельная тема, я не буду сейчас ее
касаться.
От –500 г. до 500 г. – это время, которое в Европе называется античностью, а
эта же еврейская эпоха называется талмудической. Поэтому, если кому-то не
хочется говорить, что он в ешиве учит Талмуд, он может сказать, что он изучает
еврейские тесты периода античности. Тогда к нему сразу возрастет уважение. Итак,
концом этой эпохи в Европе является разрушение Рима, а у евреев – создание
Талмуда.
Дальше, до 1500 г. – средневековье, и дальше – новое время. Это элементарно, я
извиняюсь перед теми, кому все это очевидно, но поскольку это известно не всем,
то лучше мы это повторим. Античность делится на раннюю и позднюю, и
средневековье также делится на раннее и позднее. Так у нас получается четкий
шаг в 500 лет. Ранняя античность – это эпоха гегемонии греков, поздняя
античность – гегемония Рима. Раннее средневековье – это гегемония ислама, а
позднее средневековье – христианства. Ислам, правда, появился не в 500 г., а в
630-м, это у нас будет небольшой "зазор" во времени.
Еврейская жизнь совершенно совпадает с европейскими эпохами. У нас,
соответственно, до начала новой эры идет эпоха Второго Храма, до 500 г. н.э.
собственно Талмуд, от 500 г. до 1000 г. Гаоны, от 1000 г. до 1500 г. Ришоним, и
до 2000 г. Ахроним. При этом у нас все еврейские эпохи уже, наоборот, зависят
от европейских. Пока сохраняется гегемония ислама, центром еврейской жизни
является мусульманская столица Багдад, где находятся Гаоны. В эпоху гегемонии
христианства Ришоним, наоборот, живут в христианской Европе.
Итак, начальная философия возникает в начале новой эры, когда у нас существовал
эллинистический Египет с его громадной еврейской общиной, в которой была
греческая культура, дальше все это забывается, и в следующий раз возникает уже
в эпоху Гаонов. У нас в раннее средневековье гегемония ислама, именно исламская
империя является сосредоточением греческой мудрости, здесь переводятся
греческие ав
|
|