Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Пинхас Полонский - ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИУДАИЗМА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 57
 <<-
 
илософия – это рефлексия на религиозное переживание. Иными словами,
 философия совсем не обязательно должна быть частью религии, философия – это 
некая совершенно специфическая вещь. Это ситуация, когда нет непосредственного 
переживания религии, а религиозное чувство берется, кладется на стол, 
придвигается к одной точке, "препарируется" и рассматривается как бы 
отстраненно. 

Рефлексия на религиозное чувство, которая является сутью религиозной философии, 
наступает уже на довольно позднем этапе развития религии. Поэтому религиозной 
философии нет ни в Торе, ни в ТаНаХе. ТаНаХ, со всеми его мудрыми, 
замечательными Божественными мыслями не является религиозной философией, 
поскольку в нем нет этой дистанции, этой рефлексии. В нем есть только само 
религиозное переживание, а рефлексия на религиозное переживание в ТаНаХе 
отсутствует. 

Разные переводы философии типа "любовь к мудрости" и все прочее – это 
бессодержательные переводы. Потому что, хоть это формально и правильно, нам все 
это ни о чем не говорит. Мудрость бывает разного вида, и т.д. Меня в этом курсе 
интересует, прежде всего, не "академическая" правильность перевода, а то, как 
действительно донести до слушателей смысл этих вещей. В ТаНаХе именно потому и 
отсутствует религиозная философия, что в нем есть непосредственное религиозное 
чувство. А философия противоположна непосредственному чувству. Когда человек 
как бы непосредственно ощущает, когда он чем-то захвачен, то он не может от 
этого дистанцироваться. Когда он переживает музыку, он не может заняться 
философией музыки, или он не будет по-настоящему переживать. Потому что 
дистанцирование – это вещь, противоположная вовлеченности. Поэтому в ТаНаХе, 
где есть непосредственное религиозное чувство и вовлеченность человека в диалог 
с Богом, – никакой религиозной философии в принципе нет. 

Говоря о рефлексии, мы имеем в виду дистанцирование от собственных переживаний 
и как бы их объективное рассмотрение. Взять себя самого, положить перед собой 
на стол и начать резать на кусочки. Вот это и есть рефлексия. Конечно, не 
всякая рефлексия – философия, но когда рефлексии подвергается жизнь, она ничего 
не достигает, но это начало философии. Это, может быть, не достаточно, но 
необходимо. Эта рефлексия, может быть, недостаточна, чтобы быть философией, но 
с нее она начинается. 

2. 3АРОЖДЕНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 

2.1. Философия как формализованное описание жизни. Итак, религиозная философия 
появляется довольно поздно, после появления собственно философии. Где же 
возникла в истории человечества рефлексия на фундаментальное жизненное 
ощущение? Она появилась, как многим, возможно, известно, в Греции в 5 в. до н.э.
 До этого никакой религиозной философии не существовало. Была сама религия, 
само переживание Божественности, а вот философии не было и не могло быть. Ведь 
для того, чтобы делать рефлексию, нужно иметь язык для этого анализа, а язык 
рефлексии сформировался именно в Греции. Поэтому религиозная философия, по 
необходимости, – синтез еврейского и греческого начала, и без этого она не 
может быть европейской религиозной философией. Тора учит нас тому, каким 
образом мы должны жить, а не тому, каким образом мы должны видеть мир. Тора 
учит нас непосредственно этой жизни, а не ее формализованному описанию, тогда 
как предмет философии – это именно формализованное описание жизни. ТаНаХ не 
учит нас описанию соотношения между человеком и Богом, он учит нас, как жить, 
соотносясь с Богом, а это совсем другая вещь. Если человек ощущает Бога, это 
можно назвать осмыслением, а не философией: философия предусматривает именно 
рефлексию, т.е. формализованное описание этих взаимоотношений. Осмысление и 
формализованное описание – это совсем не одно и то же. 

2.2. Филон Александрийский как первый представитель еврейской религиозной 
философии. Таким образом, из-за того что появилась религиозная философия в 
европейском понимании, нужно было достичь синтеза греческого и еврейского. 
Спрашивается: где этот синтез мог появиться? Первым представителем такого 
исторического синтеза в философии был Филон Александрийский, который жил в 1 в. 
н.э. Религиозным философом, в еврейском или европейском понимании, мог стать 
только человек, который, с одной стороны, представлял из себя еврея по религии, 
а с другой стороны – грека по культуре. Религиозная философия возникает в 
обществе, где наличествуют оба эти элемента, где они друг другу противоречат, и 
где философ ощущает необходимость это противоречие так или иначе разрешить. 
Когда общество начинает от него этого требовать, и он сам в себе это ощущает, и 
возникает религиозная философия. Но пока такой двойственности нет, она 
возникнуть не может. Кроме того, философии был необходим язык системного 
описания, а он был создан в мире один раз – в Греции, и евреи переняли его у 
греков. Итак, религиозная философия зародилась в начале новой эры в 
эллинистическом Египте, где был Филон Александрийский, потом линия Филона 
продолжается в христианстве, но в еврействе она прекращается, потому что все 
"эллинизированное" еврейство, (т.е. еврейство эллинистического Египта, 
составлявшее около миллиона человек), было все уничтожено в 115 г. в результате 
подавления восстания против Рима, и вся дальнейшая история евреев прошла как бы 
в другом направлении от этого эллинистического еврейства. Поэтому философия 
Филона, хотя и была еврейской в полном смысле этого слова, не сохранилась в 
иудаизме, а еврейская религиозная философия началась намного позже. 

Я не случайно р
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 57
 <<-