Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Пинхас Полонский - ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИУДАИЗМА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 57
 <<-
 
сть акт Творения при платоновской конструкции. А у 
Аристотеля нет никакого Творения, мир существует вечно. 

Но в неоплатонизме все эти вещи перепутаны между собой. И мир существует не в 
результате акта Творения, а с неизбежностью, постоянно, всегда. Неоплатонизм – 
это все-таки некоторая смесь Платона и Аристотеля, все перемешалось постепенно. 
Но точно так же, как еврейские неоплатоники отличаются от просто неоплатоников, 
христианских и мусульманских, – кстати, эта конструкция одинакова для всей 
европейской культуры – для евреев, для мусульман и для христиан. У всех 
еврейских неоплатоников обязательно присутствует творящая воля. Аналогично 
этому, все еврейские аристотелики, как, например, Маймонид, отличаются от 
Аристотеля в том, что мир был сотворен, а не существовал вечно. То есть, у 
евреев всегда имеется акт Творения и воля. Это связанные вещи – ведь Творение 
подразумевает волю. Так вот Творение и воля являются непременными спутниками 
еврейской философии, какой хотите – хоть неоплатоников, хоть аристотеликов, – и 
этим они отличаются во многом от христианских и мусульманских "параллельных" 
философов. Маймонид пишет черным по белому, что Аристотель замечательный, мы 
его во всем принимаем, но есть пункты, которые мы у него не принимаем, в 
частности, то, что мир сотворен, а не существовал вечно. Это оговорено черным 
по белому. 

Ибн Габироль, классический еврейских неоплатоник, подчеркивает волю, в отличие 
от параллельных ему нееврейских неоплатоников. 

Среди неоплатоников есть очень широкие направления. Есть, может быть, десяток 
подразделений в разных вещах. Поэтому нельзя сказать, что это группа из трех 
человек, которая придерживается одной и той же концепции, книжку общую написали.
 Они все по-разному могут быть. Я уже объяснил, что такое неоплатоники и 
аристотелики, это разные взгляды на отношения Бога и человека. Аристотеликами 
называют средневековых рационалистов. А неоплатониками средневековых мистиков. 
Я уже объяснял, почему, – если есть процесс эманации, то структура 
репродуцируется на всех нижних уровнях. Получается мистика. 

Рассмотрим пункт 4, "Рационалисты и мистики, две картины мира", и пробегаем по 
всем пунктам разницы взглядов рационалистов и мистиков. 

Антропоморфизмы. Рационалист под антропоморфизмами видит аллегории, а мистик 
под антропоморфизмами видит настоящую структурную параллель. Когда сказано: 
"Бог вывел евреев рукою сильною и мышцею простертою", то рационалист говорит: 
это аллегория. А мистик говорит: нет, Он вывел Своей рукой, – конечно, не в 
смысле телесной руки, а рука – в смысле высших сил. В Божественных силах есть 
как бы некая структура, параллельная нашей руке, это и есть Божественная рука. 
Эта структура, называемая, допустим, хесед, была приведена в действие, чтобы 
вывести евреев из Египта. Мистик считает, что все описания-антропоморфизмы 
выражают структуру введения в действие Божественных сил, структуру 
Божественного управления миром, не просто аллегории, а точное, настоящее 
описание высших миров. Это касается и самого главного антропоморфизма в Торе, 
который у нас теперь под пунктом два, – это то, что человек создан в образе 
Бога. Это просто антропоморфизм всех антропоморфизмов. 

Рационалист говорит так: человек создан в образе Бога в том смысле, что у 
человека есть разум, так же, как он есть у Бога. Человек способен рассуждать 
разумно, так же, как и Бог способен. Это подобие – это, в некотором смысле, 
аллегория, это не "в образе Бога", не в форме Бога никакой формы Бога нет, – 
только у Бога есть разум и у человека есть разум. Это называется в Торе образом.
 

A мистик говорит: нет, структура Божественных сил подобна структуре человека. И 
если человек создан в образе Бога, то он действительно создан в той структуре, 
которая является Божественной структурой. Мистик говорит, что это не сам Бог, а 
Божественное управление миром, внешняя часть Бога, снаружи видимая, но эта 
внешняя часть Бога равна понятию "структура Божественного управления миром". 
Эта структура Божественного управления миром, как бы лежащая в основе всего 
дальнейшего верчения мира, имеет форму человека. На языке Каббалы это 
называется форма "Адам Кадмон", как бы "проточеловек". Вот Адам Кадмон и есть 
так начальная структура Божественного управления миром, из которой потом 
раскручиваются все миры, и все управление, вплоть до нашего мира и вплоть до 
нас самих. И мы сами созданы по этой структуре. Поэтому человек создан именно в 
образе и подобии. 

Вернемся немного назад. У человека и Бога разный разум, конечно, только от 
Божественного разума отделен кусочек, некое слабое отражение Божественного 
разума, который пошел к человеку. Поэтому для рационалистов Бог – это Высший 
Разум. Поскольку они считают, что разум, естественно, это самое высшее, что 
есть в человеке. Еще раз: под разумом понимается логическая форма человеческой 
мозговой деятельности, та часть человеческой мозговой деятельности, которая в 
той или иной степени логична. Это и есть наше отражение Божественного разума. 
Рационалист не видит подсознания, и т.д. – это для него более низшие степени, 
не настоящие. Эмоции – это более низшая ступенька, а уж практические действия – 
еще более низшая. Она нужна, она необходима, без нее невозможно существовать, 
но 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 57
 <<-