|
и] с тьмой вещей. Возможное — возможно, невозможное —
невозможно. Путь действует и создает; вещи называют и таковыми [являются].
Каковы же [они]? Таковы, какими являются. Не каковы [они]? Не таковы, какими не
являются. В [каждой] вещи, конечно, есть то, чем она является; у [каждой] вещи,
конечно, [свои] возможности. Нет вещи, лишенной того, чем она является; нет
вещи, лишенной возможностей. Путь же поэтому объединяет в единстве и балку и
столб, и уродину и [красавицу] Си Ши [12. Си Ши — ставшее нарицательным имя
знаменитой красавицы (начало V в. до н.э.). Подаренная юэсским царем царю У,
она сыграла немалую роль в разгроме последнего.] и великодушие и коварство, и
странное и чудовищное. Разделение их создает, а создание разрушает. Каждую вещь,
созданную либо разрушенную, снова объединяет единство. Но лишь постигший
[путь] понимает, как объединяются [вещи] в единстве, видит [в них] общееи
обычное, не используя [их] для [собственного] «я». В обычном их польза, в
пользе — общее, в общем — самоудовлетворение, в самоудовлетворении — близость к
концу. Пусть заканчивается [их собственное] «я», приходить к концу, не ведая об
этом, и означает: [единство] с путем.
Утруждать свою душу и разум ради единства, не понимая этого единства,
называется [по притче] «Утром три». Почему же называется «Утром три»? [Вот
отчего]. Обезьяний Царь, раздавая каштаны,
спросил:
— [Хватит ли] утром по три, а вечером по четыре? Тут все обезьяны разгневались.
— Тогда утром по четыре, а вечером по три? — спросил он. И все обезьяны
обрадовались.
Так, следуя за «я» обезьян, [кормивший их] сумел вызвать то гнев, то радость,
оставив сущность и название неизменными.
Так мудрый объединяет [их] в правде и неправде и отдыхает в равновесии природы.
Это и называется двумя рядами <удовлетворением и «я» и «не-я»>.
Некоторые древние в [своих] познаниях достигли предела. Каков же предел? Сперва
считали, что вначале не было [отдельных] вещей, — это предел исчерпывающий, к
нему нельзя ничего добавить. Затем считали, что [отдельные] вещи существовали
[13. Признание постепенного познания мира <(повторение этих положений см. стр.
258)>.], но еще не знали, как они разграничивались. Далее считали, что
разграничение было, но еще не знали, [что] существует истина и ложь. С
появлением [понятия] об истине и лжи, [пониманию] пути был нанесен ущерб. С
ущербом, нанесенным [пониманию] пути, образовалась любовь <пристрастие>. Был ли
действительно нанесен ущерб [пониманию пути]? Образовалось ли действительно
[пристрастие]? Не был действительно нанесен ущерб [пониманию пути]? Не
образовалось действительно [пристрастие]? Был нанесен ущерб, образовалось
пристрастие, и поэтому Чжао Прекрасный [14. Чжао Прекрасный (Вэнь) —
легендарный музыкант. Чэн Сюаньин поясняет, что Чжао бросил играть на цине,
убедившись в своем пристрастном отношении то к одному, то к другому тону, что
было несовместимо с целостностью дао.] играл на цине. Не был нанесен ущерб, не
образовалось [пристрастие], и поэтому Чжао оставил игру на цине.
[Когда] Чжао Прекрасный играл на цине, Наставник Куан отбивал такт, Творящий
Благо [держал речь], опираясь о платан. Знания [этих] трех мастеров были близки
[к совершенству], особенно прекрасны, поэтому [легенды] о них передавали до
последних лет. Но, любя свое искусство, отличались этим от других; любя свое
искусство, стремились с его помощью просветить других. Просвещали
непросвещенных, а поэтому дошли в конце концов до темного [суждения] о твердом
и белом [15. Положения моистов, с которыми полемизирует Чжуанцзы (см. также стр.
161, 317).]. Их же ученики продолжали [эти] хитросплетения [лишь] внешне и до
конца жизни не [добились] совершенства. Если таких можно назвать совершенными,
то даже меня [можно считать] совершенным. Если таких нельзя назвать
совершенными, то ни меня, ни другого нельзя [считать] совершенным. Чтобы поняли
это, скажу: оттого-то мудрый и стремится осветить хаос с помощью не
[собственного] «я», а обычного и общего.
Ныне придется здесь кое о чем сказать. Не знаю, будут ли эти слова однородны с
[моим] «я» или не будут? [Но] однородное с [«я»], взятое вместе с неоднородным,
становится однородным, а поэтому не будет отличаться от «не-я». Несмотря на все
это, попробую
высказаться:
— Существует начальное [16. Вариант космогонии Лецзы <(ср. стр. 143)>.],
существует еще не начавшееся начальное, существует и никогда не начинавшееся
безначальное. Существует бытие, существует небытие, существуют еще не
начавшиеся бытие и небытие, существуют и никогда не начинавшиеся безначальные
бытие и небытие. Вдруг [появляются] бытие и небытие, а еще не знают про бытие и
небытие. Что же такое в действительности бытие? Что же такое небытие? Ныне я
уже что-то сказал, но не знаю, сказанное мною в действительности существует
[или] в действительности не
существует?
Огромнейшее в Поднебесной — кончик осенней пушинки; мельчайшее — гора Великая.
Нет жизни долговечнее, чем у того, кто умер младенцем; Пын Цзу же умер
преждевременно. Вселенная родилась вместе с нами,
|
|