Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Даосизм :: Чжуан-цзы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-
 
основывается на 
самом себе и отвергает других; притом чтит знания и [применяет их] быстро как 
огонь; притом [он] раб мелочей; притом связывает себя вещами; притом, 
оглядываясь по сторонам, [ожидает] подтверждения от других; притом, соглашается 
с требованием [каждого из] толпы; притом, изменяется вместе с вещами и никогда 
не бывает постоянным. Разве достоин [он власти] Равного Небу? И все же, [ведь у 
него] есть предки, есть род, [его] можно сделать отцом всех, но нельзя сделать 
отцом отцов всех. [Он] возглавит смуту. [Поставь его] лицом к северу [7. «Лицом 
к северу» — место, занимаемое царским советником, так же как место царя — 
«лицом к югу».] — навлечет беду, лицом к югу — породит разбой.



Высочайший любовался [царством] Цветущим [8. Царство Цветущее (Хуа) — возможно, 
намек на страну-утопию Лецзы (см. стр. 52), поскольку иероглиф (хуа) совпадает.
], и Страж Границы Цветущего 
сказал:
— Ах, мудрый человек! Разреши мне, мудрый человек, пожелать [тебе] долгой 
жизни!
— Отказываюсь! — ответил Высочайший.

— Пожелаю [тебе], мудрому человеку, 
богатства!
— 
Отказываюсь!
— Пожелаю [тебе], мудрому человеку, много 
сыновей!
— 
Отказываюсь!
— Долголетия, богатства, многих сыновей жаждет каждый. Почему же только ты один 
не жаждешь? — спросил Страж.

— Много сыновей — много тревог, — ответил Высочайший. — От богатства много 
хлопот, а от старости — поношение. С помощью, этих трех [благ] не взрастить 
добродетели, поэтому и отказываюсь.

— Сначала я принял тебя за мудрого человека, — сказал Страж, — а теперь вижу, 
[ты] благородный муж. Природа породила тьму людей, им необходимо дать занятие. 
[Если иметь] много сыновей и каждому дать занятие, откуда возьмутся тревоги? 
[Если имеешь] богатство, пусть люди его поделят, какие же будут хлопоты? Ведь 
мудрый человек живет, [точно] перепел, питается, [словно] птенец, передвигается 
[подобно] птице, не оставляя следов <славы>. [Когда] в Поднебесной царит путь, 
[мудрый] процветает вместе со [всеми] вещами; [когда] в Поднебесной нет пути, 
[мудрый] в праздности укрепляет добродетель. [Если] за тысячу лет [ему], жить 
надоест, [он] улетает к бессмертным, оседлав белое облако. [Туда], в обитель 
предков, нет доступа трем бедам. [Но если] телу ничто не причинит вреда, откуда 
же возьмется поношение? — [И], Страж пошел прочь.

— Дозвольте спросить... — начал, следуя за ним, 
Высочайший;
— Изыди! — ответил [ему] Страж.



[Когда] Высочайший правил Поднебесной, [он] поставил Высокосовершенного [9. 
Высокосовершенный (Бочэн Цзыгао) — у Чжуанцзы, как и у Ян Чжу, 
противопоставляется Молодому Дракону (см. стр. 112-113).] правителем [одного из 
царств].

Высочайший передал [власть] Ограждающему, Ограждающий передал Молодому Дракону, 
[и тогда] Высокосовершенный отказался быть правителем и стал пахать. Молодой 
Дракон отправился с ним повидаться и застал [его] на поле обрабатывающим землю. 
Подойдя, Молодой Дракон занял место пониже и 
спросил:
— Некогда Высочайший правил Поднебесной и поставил [вас], мой учитель, 
правителем. Дозвольте спросить, по какой причине, [вы], мой учитель, отказались 
быть правителем и стали обрабатывать землю, [когда] Высочайший передал [власть] 
Ограждающему, а Ограждающий — 
мне?
— Некогда, правя Поднебесной, Высочайший не награждал, а в народе [друг друга] 
поощряли; не наказывал, а в народе остерегались. Ныне ты награждаешь и 
наказываешь, и народ утратил человечность. С той поры пришла в упадок 
добродетель, с той поры распространились наказания [10. Введение наказаний 
(средства порабощения одноплеменных) как причина бедствий народа, — одна из 
социологических догадок даосов.]. С той поры, пошла смута последующих поколений.
 Уходи! Не мешай мне работать! — [Высокосовершенный] принялся усиленно пахать и 
[более] не оглядывался.



В первоначале [11. Некоторые положения Чжуанцзы в данном фрагменте основываются 
на космогонии Лецзы <(стр. 44)>.] было небытие, не было бытия, не было и 
названий. При появлении одного, у одного еще отсутствовала форма. Обретя [одно],
 вещь рождается, и это называется свойством. [Когда] в еще неоформившемся 
появляется разделение, но без отделения,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-