|
Конференции Центра антиковедения СПбГУ
Публикации Центра антиковедения СПбГУ| Главная страница | Конференции |
Н. С. Широкова
Кельтские друиды: интеллектуальная элита античного мира?
Интеллектуальная элита античного мира. Тезисы докладов научной конференции 8 -
9 ноября 1995 г.
Прежде всего друиды представляли интеллектуальную и духовную элиту кельтского
общества адекватно вписывающегося в структуру античного мира и в то же время
занимавшего в нем особое и весьма важное положение. Кельты были крупнейшим
варварским народом в Европе во второй половине I тыс. до н. э. Они создали
уникальную цивилизацию. Кельты насытили новыми, прогрессивными "технологиями"
первобытную цивилизацию, развивавшуюся на европейских территориях к северу от
Альп. Без них эти области, может быть, превратились бы в северо-западную
провинциальную окраину античного мира. Кельты были своеобразными
"прогрессорами" будущей Европы.
Движущей силой, которая вела этот удивительный народ к выполнению его великой
миссии, была корпорация кельтских жрецов-друидов. Друиды были не просто
хранителями и толкователями древней мудрости, как жрецы любого народа. Судя по
сообщениям античных авторов, друиды были обладателями особого учения, по
отношению к которому Цезарь употребляет слово disciplina (Caes., Gall., VI, 14,
3). Оно указывает на упорядоченный характер друидического знания, на наличие
целостной доктрины.
Учение друидов было тайным. Цезарь сообщает, что было запрещено записывать их
стихи (Caes., Gall., VI, 14, 3). В связи с этой скрытостью античные авторы не
могли сказать ничего определенного о внутренней стороне учения друидов. Тем не
менее, как в древности, так и в новое время создавались различные гипотезы на
этот счет и античными писателями, и исследователями нового времени. Наиболее
доступной стороной учения друидов была, видимо, та его часть, которую друиды
излагали галльской знатной молодежи, выполняя таким образом важнейшую
социальную функцию воспитателей молодых аристократов. Почти единственной чертой
остальной доктрины друидов, известной античным авторам, зато чрезвычайно
поразившей их воображение, была вера в бессмертие души. Эту друидическую веру в
бессмертие античные авторы сравнивали с пифагорейским метемпсихозом.
Ученых нового времени также весьма занимала и до сих пор занимает мысль о
характере и сущности учения друидов. Они проводят исследования по разным
направлениям. Прежде всего проверена правомерность сравнения друидической веры
в бессмертие с пифагореизмом. Рассмотрение имеющихся источников показывает, что
такое сравнение неоправданно. Кельты не верили в переселение душ. Они
представляли себе "потустороннюю" жизнь более счастливым продолжением земной,
происходящим где-то на удаленных оконечностях земли или на дальних островах за
морем.
Второе направление в современных исследованиях друидизма состоит в том, что
анализируются две большие группы античных источников по друидам и кельтам с тем,
чтобы выяснить, насколько реальный исторический материал содержит каждая из
них. Это так называемая посидониевская традиция, у истоков которой стоял
известный философ-стоик Посидоний. В ее состав, помимо других авторов, входили
Диодор, Страбон и Цезарь. Затем это - александрийская традиция, к которой
относят ученых александрийской школы, начиная с I в. н. э. и далее. Особенность
посидониевской традиции состоит в том, что она содержит в большой степени
эмпирический материал, представляющий информацию, полученную из первых рук, так
как два крупнейших представителя этой группы (Посидоний и Цезарь) входили в
длительные контакты с кельтами. Тексты александрийской традиции в основном
представляют антикварно-филологические работы, использующие информацию,
полученную из вторых рук. По мнению исследователей, особенность александрийской
традиции состоит в том, что она слишком идеализирует друидов.
Такая исследовательская позиция лишает друидов их места в развитии философии
наряду с магами, халдеями, пророками египтян, которое им приписывали
александрийцы. Однако, она вводит друидизм в круг проблем, игравших важную роль
в философском и политическом теоретизировании, получившем весьма широкое
распространение в период кризиса полиса. Тогда была создана концепция
культурной и экономической эволюции человеческого рода, с которой как раз была
тесно связана идея идеализации варваров. Создатели этой концепции (главным
образом, философы-стоики) пытались противопоставить тогдашнему упадку и
разложению другие социальные системы, не затронутые цивилизацией и еще
сохранявшие черты счастливого "Золотого века". Идеи стоиков окрашивали не
только панегирическую александрийскую, но и сдержанную по отношению к кельтам
посидониевскую традицию, которые смыкаются в характеристике друидов. Как и
александрийцы, авторы посидониевской группы полагали, что друиды - величайшие
мудрецы и справедливейшие судьи.
Два приведенных выше направления современных исследований древних кельтов,
пытающиеся представить учение друидов как простое верование, характерное для
примитивных сообществ, преимущественно критичны. Однако, среди современных
исследователей существуют и другие подходы. Неординарной является точка зрения
французского мыслителя Р. Генона, представителя традиционализма. Согласно
Генону, на Западе черты примордиальной традиции, представляющей сверхвременной
синтез всех знаний человеческого мира - цикла, отчетливее всего проступали в
сакральных доктринах, которые хранили и проповедовали друиды. Такая точка
зрения подтверждает роль друидов как величайших мудрецов и философов, усиленно
приписываемую им авторами александрийской и посидониевской традиции.
Какова бы ни была реальная роль друидов в общем контексте античной
интеллектуальной жизни, несомненно, что они составляли духовную элиту своего
собственного кельтского мира. Такое положение друидов в кельтском социуме
определялось и подкреплялось их политическим могуществом, правом отлучения от
культа, стройной организацией и строгой дисциплиной, которая сплачивала их. По
этим причинам друиды обретали реальную власть над разрозненным гражданским
населением.
В таком варианте для друидизма невозможно найти аналогии ни среди культовых
организаций древнего времени, ни среди религиозных организаций нового времени.
Единственную параллель, может быть, можно найти опять у Р. Генона. По Генону, в
подлинно традиционной цивилизации самое высокое положение в обществе занимает
духовная элита, стоящая над общественными институтами. И нужно сказать, что в
случае с друидами теоретические построения Генона обретают историческую
реальность.
|
|