|
целости — впечатляющие монументы, очевидно, отмечают места захоронений важных
особ, от могил простых людей до нас не дошло никаких следов.
РАВНИННЫЕ КЕЛЬТЫ
Де Жюбенвилль в своем очерке древней истории кельтов говорит лишь о двух
основных племенах — кельтах и народе мегалита. Но А. Бертран в своей прекрасной
работе «Религия галлов» («La Religion des Gaulois») делит самих кельтов на две
группы: обитателей низин и горцев. Равнинные кельты, согласно его точке зрения,
покинули Дунай и пришли в Галлию примерно около 1200 г. до н. э. Они основали
озерные поселения в Швейцарии, в бассейне Дуная и в Ирландии. Они знали металл,
умели работать с золотом, оловом, бронзой, а к концу периода научились
обрабатывать железо. В отличие от народа мегалита, они говорили на кельтском
языке, хотя Бертран как будто сомневается, что они принадлежали к кельтской
расе. Они, скорее, были кельтизированы, не будучи кельтами. Этот мирный народ
земледельцев, скотоводов и ремесленников не любил воевать. Они сжигали своих
умерших, а не хоронили их. В одном крупном поселении — в Голасекке, в
Цизальпинской Галлии, — нашли 6000 погребений. Везде, без какоголибо
исключения, тела были предварительно кремированы.
Этот народ, согласно Бертрану, не ворвался в Галлию на правах
завоевателей, но постепенно просочился туда, селясь на свободных участках
посреди долин и полей. Они прошли альпийскими перевалами, пустившись в путь из
окрестностей Верхнего Дуная, который, по словам Геродота, «рождается среди
кельтов». Пришельцы мирно слились с местными обитателями — народом мегалита, и
при этом не появилось ни одного из тех развитых политических институтов,
которые рождаются лишь с войной, но не исключено, что именно эти равнинные
племена внесли основной вклад в развитие друидической религии и поэзии бардов.
КЕЛЬТЫ ГОР
Наконец мы подошли к третьему, собственно кельтскому, племени, которое
следовало по пятам за своими предшественниками. В начале VI в. его
представители впервые появились на левом берегу Рейна. Второе племя Бертран
называет кельтским, это же — галатским, отождествляя их с галатами древних
греков и с галлами и белгами римлян.
Как мы уже говорили, второе племя — это кельты равнин. Третье — кельты
гор. Впервые мы встречаем их среди хребтов Балкан и Карпат. Их общественная
организация представляла собой нечто вроде военной аристократии — жили они за
счет дани или грабежа подчиненного населения. Это — войнолюбивые кельты древней
истории, опустошившие Рим и Дельфы, наемники, сражавшиеся в рядах карфагенской,
а позднее и римской армии ради денег и из любви к боям. Они презирали
земледелие и ремесло, поля у них возделывали женщины, и под их властью
простонародье превращалось почти в рабов, как сообщает нам Цезарь. Только в
Ирландии давление со стороны военной аристократии и возникавшее в связи с этим
резкое разграничение сословий просматриваются не столь отчетливо, но даже и
здесь мы обнаруживаем ситуацию во многом сродни ситуации в Галлии: здесь также
существовали свободные и несвободные племена, а правящая элита действовала
жестоко и несправедливо.
И тем не менее, хотя эти властители обладали пороками, порожденными
сознанием собственного могущества, они отличались также и многими прекрасными,
достойными качествами. Они были ошеломляюще бесстрашны, фантастически
благородны, остро чувствовали очарование поэзии, музыки, отвлеченных
рассуждений. Посидоний указывает, что около 100 г. до н. э. у них существовала
процветающая коллегия поэтовбардов, а примерно двумя столетиями раньше Гекатей
из Абдеры сообщает о музыкальных празднествах, устраиваемых кельтами на некоем
западном острове (вероятно, в Великобритании) в честь бога Аполлона (Луга). Они
были арийцы из арийцев, и в этом заключалась их сила и способность к прогрессу;
но друидизм — не в плане философском, научном, а изза власти жречества,
подчинившей себе политическую структуру общества, — оказался их проклятием; они
преклонились перед друидами, и в этом обнаружилась их роковая слабость.
Культура этих горных кельтов заметно отличалась от культуры их равнинных
собратьев. Они жили в веке железа, а не бронзы; они не сжигали своих мертвецов,
полагая это неуважением, но хоронили их.
Горные кельты захватили Швейцарию, Бургундию, Пфальц и Северную Францию,
часть Британии на западе и Иллирию с Галатией на востоке, но небольшие их
группки расселялись по всей кельтской территории, и, куда бы они ни направились,
они занимали положение вождей.
Цезарь говорит, что Галлию в его времена населяли три племени, и «все они
разнятся друг от друга языком, учреждениями и законами»37. Эти племена он
называет белгами, кельтами и аквитанами. Он помещает белгов на северовостоке,
кельтов в центре, аквитанов — на югозападе. Белги — это галаты Бертрана,
кельты — кельты, а аквитаны — это народ мегалита. Все они, конечно, в большей
или меньшей степени подпали под кельтское влияние, и разница в языках, которую
отмечает Цезарь, едва ли была особенно велика; и все же стоит отметить — деталь,
вполне согласующаяся со взглядами Бертрана, — что Страбон утверждает, будто
аквитаны заметно отличались от прочих и походили на иберийцев. Он добавляет,
что другие народы Галлии говорили на диалектах одного языка.
МАГИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
|
|