|
наравне с Южным Уэльсом и Ульстером».
Итак, предлагаемый очерк древнейшей истории, религии, мифов и
романтической литературы кельтских народов написан для англокельтской, а не
«англосаксонской» нации. Автор надеется, что многое, о чем говорится здесь и
что явилось вкладом в общую сокровищницу европейской культуры, будет сочтено
достойным внимания представителями этой нации, теми, кто из всех ныне живущих
более всего унаследовал от крови, наклонностей и духа кельтов.
Глава 1
КЕЛЬТЫ В АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ
ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ
За пятьсот лет до Рождества Христова в летописях народов классической
древности появляются упоминания о племени, с которыми эти народы встречались
мирно или на поле битвы. Племя это явственно обладало большим влиянием и
могуществом на просторах «терра инкогнита» Центральной Европы. Греки называют
его «гиперборейцы», или «кельты», — последний термин впервые появляется у
географа Гекатея, около 500 г. до н. э.2
Геродот, примерно полустолетием позже, говорит, что кельты живут «за
геркулесовыми столпами», то есть в Испании, и что Дунай течет через их земли.
Аристотель знает, что они живут «за Испанией», что они захватили Рим и
что благодаря своей воинственности они накопили огромные богатства. Уже у
ранних авторов встречаются известия не только географического характера.
Гелланик с Лесбоса, историк V в. до н. э., сообщает, что кельты справедливы и
добродетельны. У Эфора — около 350 г. до н. э. — есть три стихотворные строки о
кельтах, где говорится, что у них «те же обычаи, что у греков», что бы это ни
значило, и они дружат с эллинами и приглашают их в гости. Однако Платон в своих
«Законах» причисляет кельтов к народам много пьющим и воинственным, а поскольку
они вторглись в Грецию и в 273 г. до н. э. разорили Дельфы, их вообще считают
племенем крайне варварским. Случившееся веком ранее разорение кельтами Рима
стало одной из значимых вех античной истории.
О судьбе этого народа во времена, когда он являл собой могущественнейшую
силу в Центральной Европе, можно только догадываться, или же можно воссоздавать
ее из разрозненных упоминаний и рассказов о взаимоотношениях кельтов с Грецией
и Римом — примерно так, как зоолог воссоздает облик допотопного чудовища по
нескольким окаменевшим костям. Собственные их хроники не дошли до нас, и
никаких архитектурных сооружений от них не осталось; несколько монет да
несколько украшений и немного бронзового оружия с эмалевым декором или с
изящными орнаментами, выполненными в технике чеканки или гравировки, — эти
предметы да еще названия мест в измененном (порой до неузнаваемости) виде, но
все же сохранившиеся на картах, там, где кельты жили — от Эвксина до Британских
островов, ныне практически единственные зримые следы былой мощи и древней
культуры этого народа, которыми мы располагаем. Тем не менее археологические и
топографические свидетельства и сообщения античных авторов позволяют многое
установить с очевидностью, а еще больше — с высокой степенью вероятности.
Великий ученыйкельтолог, недавно, ко всеобщему прискорбию, от нас ушедший,
д'Арбуа де Жюбенвилль3, опираясь на имеющийся в нашем распоряжении материал,
реконструировал в общих чертах, но с большой долей убедительности тот период
кельтской истории, который предшествовал их появлению на исторической арене (в
результате завоеваний Цезаря); основные его идеи мы и воспроизводим здесь.
ЧИСТОКРОВНЫЕ КЕЛЬТЫ
Для начала нам следует отказаться от мысли, что Кельтику населяла одна
«чистая» раса. Чистокровные кельты, если принять вывод Т. Раиса Холмса4,
подкрепленный длительными исследованиями и подробной аргументацией, а также
поддерживаемый всем хором античных авторов, были народом высоким, светлокожим,
воинственным и искусным5. Они происходили, насколько возможно проследить,
откудато из земель у истоков Дуная, но распространили свои владения, как с
помощью завоеваний, так и путем мирного расселения, на всю Центральную Европу,
Галлию, Испанию и Британские острова. Они не уничтожали исконных жителей этих
регионов — племена палеолита и неолита, которые строили дольмены и обрабатывали
бронзу, — но навязывали им свой язык, свое искусство и традиции, без сомнения
немало получая взамен, например, как мы увидим, в такой важной области, как
религия. Среди этих племен кельты приобретали статус правящей аристократической
элиты. В таком качестве они возглавили вооруженное противостояние чужеземным
завоевателям, как в Галлии, так и в Испании, в Британии и в Ирландии. На них
ложилось основное бремя во времена войны и мародерских грабежей. Они никогда не
испытывали недостатка в отваге, но, чтобы победить, им не хватало силы или
сплоченности, и среди них потери оказывались больше, чем среди исконного
населения, некогда завоеванного ими. Кроме того, они заключали браки с местными
жителями, чьи потомки унаследовали отчасти их доблесть и мужественность. Так и
получилось, что характеристики народностей, в настоящее время называемых
кельтскими, тех, кто унаследовал кельтскую традицию и язык, в чемто полностью
отличны от свойств кельтов античности и тех, кто создавал литературу и
произведения искусства древней Ирландии, а в чемто очень схожи. Если брать
одни только физические признаки, для жителей кельтских областей на Британских
островах сегодня типичны смуглая кожа, темные волосы и т. д. — не вполне черные,
но темнее, нежели у большинства населения страны6. Но настоящие кельты конечно
|
|