Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
чрева. Совершаемое при этом обрезание объяснялось юношам,  еще не прошедшим 
инициацию,  как «укус этого чудовища». У конголезских бушонго юноши,  
проходящие обряд инициации,  должны обнаженными проползти через узкий туннель,  
который символизирует нутро леопарда,  и «вновь родиться на свет». Внутри этого 
туннеля сидит кузнец,  «кующий новых мужей»,   —  он олицетворяет первопредка,  
зачинателя обрядов
Кузнец играет чрезвычайно важную роль и в повестях о детских подвигах Кухулина 
и Финна,  чю не удивительно, ведь,  согласно традиционным представлениям,  само 
ремесло кузнеца обладает сверхъестественной природой,  и во многих частях 
земного шара существует тесная связь между обработкой металла и алхимией,  
кузнецом и посвящением в «братства мужей». Мотив кузнеца,  помогающего неофиту 
при инициации,  присутствует также в ирландской повести о Ньяле и четырех его 
сводных братьях. Монгфинд посылает мальчиков к Ситхенну  —  кузнецу,  колдуну и 
провидцу. Тот велит им войти в кузницу и поджигает ее. Ньяль выходит из огня с 
наковальней в руках,  а остальные братья  —  с молотами,  ведром пива и 
кузнечными мехами, с наконечниками копий и вязанкой сухих веток,  среди которых 
была одна зеленая. На основе этого кузнец предсказывает их будущее. Второй раз 
Монгфинд посылает юношей к кузнецу за оружием,  а тот в свою очередь велит им 
испытать свою доблесть. Кульминация похода  —  знаменитая сцена у источника,  
где юноши встречаются с безобразной старухой. В некоторых традициях кузница 
символизирует огненное чрево чудовища, и испытание у кузнеца можно 
рассматривать как второе,  огненное рождение юношей для новой роли.
Однако наш рассказ об инициации ирландских героев будет неполным без анализа 
повести об обучении Кухулина. Она существует в виде отдельного текста в 
рукописях XVIII в, но мы остановимся на более ранней версии,  включенной 
вповесть о сватовстве Кухулина к Эмер.
Форгал Монах (Форгал Хитрый),  узнав,  что Кухулин сватался к его дочери Эмер,  
пришел переодетым ко двору короля Конхобара и в надежде избавиться от юноши 
посоветовал отправить его в Альбан к Домналу Воинственному,  чтобы он завершил 
там свое воинское обучение. В сопровождении Лоиггире Победителя и самого 
Конхобара (по другим версиям  —  Конала Кернаха) Кухулин выехал в Альбан. 
«Когда они явились к Домналу,  тот прежде всего стал учить их,  как надувать 
кожшые мехи,  лежа под плоским камнем с маленькой дырочкой. Им приходилось 
трудиться над этим до того, что пятки их начинали чернеть или синеть. Затем он 
научил их другой вещи взлезать по копью,  воткнутому в землю,  и стоять там 
одной ногой на острие. Это называлось изгиб героя на острие копья или стоянка 
героя на макушке копья». И вышло так,  что уродливая дочь Домнала,  по имени 
Дорнолл («большой кулак»), влюбилась в Кухулина,  а когда он отверг ее,  она 
решила отомстить.
Домнал сказал Кухулину что его воинское обучение будет вполне завершено только 
когда он побывает у Скатах («Тень») и все три героя отправились к этой 
знаменитой женщине-воительнице жившей на востоке Альбан. Но по дороге спутникам 
Кухулина вдруг предстало видение родной земли,  и охваченные тоской по дому,  
они покинули Кухулина и вернулись к уладам. Видение это, скорее всего, наслала 
на них Дорнолл. Кухулин продолжил путь и встретил страшного зверя вроде льва 
который сразился с ним и еще он встретил юношей которые н насмехались над ним. 
(По некоторым другим версиям зверь этот четыре дня нес Кухулина на своей спине, 
пока не добрались они до крайних обитаемых пределов). Кухулин увидел в ложбине 
большой дом, где привететвовала его девушка, назвавшаяся молочной его сестрой. 
По-доброму говорил с ним и некий воин рассказавший,  как пройти через Долину 
Злосчастья, за которой лежали владения Скатах. На одной половине этой долины 
ноги у людей примерзали к земле,  на другом же - такие густые травы, что 
человек мог ступать по верхушкам травинок и не проваливаться. Воин дал Кухулину 
колесо и яблоко. Следуя за колесом, Кухулин пересек первую половину долины, а 
дальше путь ему указало яблоко. Затем, пересекши по узкой тропе Великую долину 
и одолев устрашающий горный кряж,  он добрался до крепости Скатах. (По другим 
версиям,  дом Скатах находился на острове,  и попасть туда можно было только по 
«мосту срыва». И так был устроен этот мост: оба конца его опускались книзу 
середина же высоко вздымалась вверх,  когда кто-нибудь ступал на один конец 
другой поднимался вверх,  и идущего отбрасывало назад. Преодолеть этот мост 
можно было только при помощи «героического прыжка»,  что и сделал Кухулин: он 
оказался сразу на середине моста,  и передний конец не успел еще вполне 
подняться,  чтобы отбросить его. Так Кухулин сумел перебраться на остров, к 
удивлению Фер Диада и других юношей,  забавлявшихся тем временем на поляне 
перед домом.
Кухулин подошел к двери крепости и так стукнул в нее древком своего копья, что 
оно пробило ее насквозь. На этот «геройский» стук из дома вышла дочь Скатах 
Уатах («призрак»), которая радушно приветствовала юношу и вскоре стала его 
любовницей. Однако  когда она подала ему пищу и воды для питья и умывания, 
Кухулин ударил ее и сломал ей палец. Уатах испустила крик, после чего герой по 
имени Кохор Круфе выступил против Кухулина. В поединке Кухулин убил этого 
славного мужа, чем очень опечалил Скатах. Тогда,  видя ее горе, Кухулин,  как и 
в случае с кузнецом Куланом о6ещал отслужигь ей вместо могучего воина,  
которого она потеряла. На третии день пребывания у Скатах девушка посоветовала 
Кухулину с помощью героического прыжка лосося перенестись в тисовую рощу,  где 
Скатах обучала двух своих сыновей и,  приставив меч к ее груди,  потребовать от 
нее исполнения трех дел: во-первых,  обучить его боевому искусству полностью,  
ничего не утаив,  во-вторых,  сыграть с нею (видимо,  с дочерью) свадьбу без 
свадебного выкупа и,  в-третьих,  предсказать все,  что случится с ним в жизни, 
 ибо Скатах была еще и пророчицей. Все произошло именно так, как сказала Уатах.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-