Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
вопрос упомянут в некоторых версиях средневековой европейской повести о 
«Беззаботном аббате»,  записанной и в Бретани.  Чтобы объяснить столь странный 
ответ на этот вопрос,  достаточно поставить палец на поверхность шара,  и сразу 
станет ясно, что центром действительно автоматически становится любая точка,  
которой касается палец.  Эта загадка вполне гармонирует с пятью точками,  
упомянутыми в «Ригведе»: север,  юг,  восток,  запад и «здесь».  Направления 
всегда «расходятся» из точки,  где в эту минуту находится человек. Поэтому 
вполне естественно,  что символической значимостью облечены не только крупные 
церемониальные центры.  Каждое ритуализованное место или культовый объект 
наделены тем,  что проф.  М.  Элиаде называл «престижностью Центра»,  будь то 
холм для собраний,  каменный столп, инаугурационное дерево,  священный источник,
  могила или что-либо иное.  Отождествление домашнего очага с центральным 
очагом подтверждается обычаем вновь зажигать домашний огонь именно от главного 
огня.  Для этой цели в местных центрах устраивали особые очаги,  или «вечные 
огни»,  горевшие на холмах или специально сложенных каирнах,  от которых можно 
было разжечь огонь в очаге собственного дома.  В недавних народных поверьях 
функции древнего Уснеха отчасти исполнял очаг в доме священника  —  во всяком 
случае,  когда в юго-западных районах острова вспыхивала эпидемия,  было 
принято гасить домашние очаги и зажигать их вновь от угольков взятых в доме 
священника
Само слово Темра (Темайр,  или Тара),  восходящее к имени жены Эремона  —  Теи, 
 представляет собой широко распространенное название холмов,  и,  как говорят,  
все другие Темры,  существующие в Ирландии,  тоже посвящены Tee, в том числе 
Темра (Темайр) Луахра и Темра в Бреге. Поскольку Тара представляет собой холм,  
ее может в принципе символизировать любой холм,  избранный для этойцели. Всякая 
купольная гробница в Греции считалась символом омфала («пупа земли»),  а каждая 
ступа («могильный курган») в Индии  —  уменьшенным подобием горы Меру,  
находящейся в середине мира. В районах Африки, населенных народом йоруба,  Л. 
Фробениус нашел небольшие культовые объекты из глины,  которые представляли 
собой центральный конус,  символизирующий божество миропорядка,  в окружении 
четырех конусов меньшего размера,  символизирующих божества четырех сторон 
света. Подобным образом каждый каирн в Ирландии есть символ целого. Как 
известно,  каирн  —  это небольшой «курган» из камней,  воздвигнутый над 
погребением или иной точкой,  ассоциирующейся с Иным миром,   —  это могло быть,
 например,  место,  где было найдено мертвое тело или на время поставлен гроб. 
Однако в тексте,  повествующем о споре по поводу титула Nia in Chairn («герои 
каирна»), который был дан сыну Конхобаpa Кормаку,  говорится «ученые люди 
полагают,  что всякое место,  где собраны пять камней или иные пять вещей либо 
пять областей Ирландии,  можно назвать каирном». Таким образом,  Кормак как 
«герой каирна» становился героем «пяти областей». На юге графства Корк,  в 
Кейманеге,  находится каменный столп, который,  по преданию,  был некогда живой 
женщиной,  а в нем вырезано пять пещерок,  и в каждой помещен круглый камень. 
Учитывая вышеприведенное определение,  мы можем квалифицировать и этот столп 
как своего рода каирн. Даже дети,  играющие в «пять камешков»,  невольно играют 
символом всей Ирландии.
Модель целого отражается и в устройстве домов,  где жили родичи арендаторов,  
так называемых fuidir. «Fuidir не в ответе за родичей и не в долгу перед ними,  
если не содержат они пяти жилищ. Коли есть у них пять полноценных жилищ,  то 
есть и доля в семейных землях» Деление земли на четыре части имело,  стало быть,
  символический смысл. Так,  в Уэльсе,  согласно «Книге законов», земельный 
надел состоял из четырех акров земли,  участок в поселении состоял из четырех 
частей и т.д. На острове Мэн четыре земельные четвертины объединялись в единицу,
  называемую treen,  наименьший элемент административного деления. Подобным же 
образом в Ирландии и в Западном Хайленде в Шотландии четвертина считалась 
наименьшей административной единицей,  хотя и делилась далее на осьмины,  
шестнадцатое и т.д. В Ирландии baile biatach  —  равно как и davach в Шотландии 
и на Гебридах  —  включал четыре четвертины и был единицей налогообложения. 
Реликты подобной четырехчастной системы можно проследить и в средневековой 
Англии, где четыре земельных участка,  четыре городских участка или четыре 
фермы составляли единицу для различных юридических целей. «В мозгу 
средневекового человека число четыре явно стойко ассоциировалось с четырьмя 
четвертями целого». Но если доминантной является идея четырех четвертей,  
неуловимая пятая часть вовсе не отсутствует. Так,  прландское faithche 
представляет собой четыре участка земли,  расположенных вокруг участка с 
жилищем,  та же идея лежит в основе устройства четырехакрового участка плюс 
участка с жилищем в Уэльсе. Известно также,  что, по крайней мере, в одном 
районе Южного Уэльса жители четырех прилегающих друг к другу земельных участков 
имели обыкновение собираться во время трех календарных праздников в некоей 
главной точке,  символизирующей центр,  устраивать там игры ипеть песни
Пять не самое важное число в кельтской традиции,  но, тем не менее, оно 
фигурирует во многих значительных контекстах. Так,  в Ирландии было пять 
основных дорог и пять знаменитых заезжих домов. В Законах традиционно было 
выделено пять разделов,  и для королей каждой из четырех областей существовало 
пять запретов (у короля Тары их было семь). Число пять было значимым и для саг 
Цикла Финна,  и для фей. Так,  сам Финн считался одним из пяти мастеров каждого 
ремесла и каждого искусства,  и убит он был «пятью сыновьями Ургрена»,  каждый 
из которых «вонзил свое копье в царственного вождя фениев» О таком 
преобразовании группы из пяти человек в качественно новую единицу говорит в 
«Похищении» эпизод с отрядом гайлеойленов,  чья верность Коннахту вызвала 
подозрение у королевы Медб. По ее приказу отряд был расформирован и все 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-