|
Северного Уэльса учинили в Ирландии аналогичную резню, после чего на всем
острове осталось лишь пять беременных женщин. Они также в свою очередь дали
жизнь пятерым сыновьям, которые, достигнув зрелого возраста, вступили в брак
с матерями друг друга. Отсюда и появились в Ирландии пять родов и
соответственно пять областей — «пятин».
Конн из Коннахта, Арайде из Ульстера и Эоган Мор из Мунстера изображены как
«три свободнорожденных предка Ирландии», и их можно сравнить с «тремя
королевскими родами Уэльса», упоминаемыми в рукописях позднего средневековья.
Эти «три рода» соотносятся с династиями Гвинеда и Поуиса — на Севере, и
Дехеубарта — на Юге. Гиральд Камбрийский приписывает такое деление страны
трем сыновьям Родри Маура, жившего в IX в, что также подтверждается данными
Законов. В XI в к этим трем династиям присоединяются еще две, что в
совокупности дает «пять королевских родов». Как принято считать,
родоначальником первого из этих дополнительных «родов» был властелин Гламоргана.
О втором, по имени Элистан Глодрид, достоверных исторических сведении нет,
известно лишь, что его королевство находилось где-то на востоке Центрального
Уэльса — «между реками Уай и Северн». Совпадение пятичастного деления Уэльса
и выделения пяти «пятин» в Ирландии вряд ли можно назвать случайным.
Структура средневековых епископатов Уэльса свидетельствует об ином, видимо,
более древнем, четырехчастном делении страны Бангор (на северо-западе),
Сент-Асаф (на северо-востоке), Лландав (на юго-востоке) и епископат Св. Давида
(на юго-западе). В самом центре Уэльса, в точке, где сходятся северо-западная,
северо-восточная, юго-западная и юго-восточная области и, соответственно,
все четыре епископата, находится гора Пумлумон (в переводе с валлийского —
«пять вершин»), на склонах которой берут начало реки Уай и Северн. Подобно
знаменитому Камню Раздела, лежащему на вершине холма Уснех в Ирландии и
подобно пятивершинной мировой горе древнекитайских преданий, гора Пумлумон
символизирует собой идею Целого. К западу от ее вершины лежит область,
называемая Первед («серединная»), а старинная кафедральная церковь Лланбадан
Фаур, находящаяся в этом приходе, считается центром пятого епископата. К
юго-востоку от горы Пумлумон, в пятой области «междуУаем и Северном», лежит
район, называемый Гуртеирнион, буквально — «Земля Гуртеирна (Вортигерна)»,
легендарного правителя Британии времен вторжения саксов. Само его имя, как
отмечено д-ром Н.К. Чэдвик, является валлийским эквивалентом ирландского
термина ard n («верховный король») и, «возможно, изначально представляло
собой не имя собственное, а титул — gwrtheyrn)». И если Пумлумон имеет
сходство с Уснехом, то немногие сведения о Гуртейрнионе позволяют сопоставить
его с королевской Брегой в Ирландии.
В своем исследовании живых диалектов ирландскогоязыка О'Рахилли приходит к
выводу, «что исторически правомерно говорить о наличии в Ирландии двух
основных диалектов — северного и южного — и что каждый из них (особенно
северный), в свою очередь, распадается на два малых диалекта». В Уэльсе
лингвисты также выделяют два основных диалекта — северный и южный, причем
внутри каждого обнаруживаются черты, свидетельствующие о более тонком разделе
между Гвинедом и Поуисом, атакже Гламорганом и Диведом.
2
В «Четырех ветвях мабиноги» доминируют три группы персонажей, две — с Севера
страны и одна — с Юга, хотя в одном из эпизодов появляется и четвертая
группа — а именно Тейрнон и его жена, живущие на юго-востоке. Дети Дон —
мудрецы, обладающие сверхъестественными знаниями и умениями, валлийский
эквивалент Племени богини Дану, — живут в Гвинеде. Дети Лира, которые
фигурируют во Второй ветви мабиноги, единственной, где присутствует дух
воинской доблести, присущей Ульстерскому циклу, также живут в Гвинеде,
однако данные современной топонимики соотносят их, скорее, с Поуисом, где
происходит и действие большинства героических поэм Лливарха Хена. В тексте
«Мабиногион», особенно там, где речь идет о северных родах, повествуется о
бурных страстях и трагических смертях, о вечном счастье и безвременной гибели.
Что касается южного рода Уэльса, рода Пуилла, то мы встречаемся с рассказами
о покорности, сдержанности и терпеливом упорстве, противостоянии тайным силам
Аннувна, Иного мира, с одной стороны, и враждебным искусникам — с другой.
Сын Пуйлла, Придери, обнаружив, что его одурачил Гвидион сын Дон, идет
войной на Гвинед и, подобно Мугу и Эберу в Ирландии, терпит поражение и
гибнет.
Имя короля Артура в той или иной степени соотносится с многими областями
Британии, но в валлийской традиции его двор обычно локализуется или в
Корнуолле, или в юго-восточной части Уэльса. В труде Ненния имя Артура
фигурирует в рассказах о местах, связанных с районом Буелта (Билта) и Эркинга
(Эрхенфилд), в нынешнем графстве Херефорд. В ранней валлийской поэме «Добыча
Аннувна» он прямо ассоциируется с правителями Диведа, а в повести о Кулухе и
Олуэн его огромные охотничьи угодья находятся в Южном Уэльсе. Таким образом,
установить точную «географию» легенд об Артуре так же трудно, каки сказать,
где располагался королевский дом и двор знаменитого Финна.
Фиг. 13. Карта Уэльса
Подобно Мунстеру, Дивед в той или иной форме смыкается с Иным миром, что, в
частности, отражают рассказы о некоем мистическом королевстве либо
непосредственно внутри его границ, либо где-то неподалеку. В Первой ветви
мабиноги правитель Диведа Пуйлл во время охоты одного за другим теряет всех
своих спутников и сталкивается лицом к лицу с Арауном, королем Аннувна, хотя
|
|