Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
После этого отступления мы вновь возвращаемся в Испанию на башню Брегона и 
перед нами разворачивается дальнейшая история гойделов и их славных боевых 
походов. Однако все должно иметь свои корни,  поэтому родословные пяти племен,  
как и родословная сыновей Миля, возводятся к библейскому Ною,  и для ученых 
весьма соблазнительно было объявить всю книгу «плодом средневекового вымысла». 
Как нам кажется,  при этом не стоит забывать,  что монахи или поэты,  
составлявшие книгу,  жили в эпоху,  которая гораздо ближе к дохристианскому 
миру, чем наша. Материалу,  с каким мы имеем здесь дело,  свойственны 
традиционные архаические черты,  столь хорошо знакомые нам по мифологическим 
системам других народов,  и чем больше мы его анализируем,  тем больше

фиг. 3. Половина Конна и половина Муга

склоняемся к тому,  что составители отдавали себе отчет в характере материала,  
который они пытались примирить с христианским учением. 
Как упомянуто выше,  до прихода гойделов в Ирландию имели место пять вторжений: 

(1) Кессар,  
(2) Партолон,  
(3) Немед,  
(4) Фир Болг и 
(5) Туата Де Дананн  — Племена богини Дану.
Прежде чем перейти к обсуждению индивидуальной и коллективной символики этих 
вторжений,  назовем их основные черты.  Ирландия «времен» этих «захватов» 
сильно отличалась от той Ирландии, которая предстает перед нами из описаний,  
относящихся уже к исторической эпохе.  Мы возвращаемся вспять,  в 
доисторическую древность,  когда остров еще не вполне оформился географически,  
когда его девственная земля не была поделена на области,  а холмы,  озера и 
мысы еще не имели имен.  С точки зрения мифологической,  ничто по-настоящему не 
существует,  пока оно не «оформлено»,  не «определено» и не названо,  вот 
почему в тех фрагментах «Книги захватов Ирландии»,  где рассказывается о 
возникновении тех или иных особенностей рельефа,  об установлении границ и о 
назывании частей острова,  безусловно, просматриваются важные части 
космогонического мифа. Когда Партолон прибыл в Ирландию,  там было только три 
озера и девять рек.  Еще семь озер возникли уже при нем,  другие четыре  —  во 
времена Немеда,  а еще три  — при Племенах богини Дану.  Как правило,  озера 
появлялись там,  где рыли могилу для погребения того или иного персонажа,  и 
возникшее озеро,  естественно,  получало затем его имя.  Другой повторяющийся 
мотив становления рельефа  —  расчистка земель.  Так,  Партолон расчистил 
четыре долины,  Немед  —  двенадцать и т.  д.  В «Книге захватов» говорится,  
что,  когда Партолон высадился на острове,  там была только одна древняя долина 
под названием Эльта; расчистил ее сам БогТворец,  и в ней не росло ни деревца,  
ни куста.  Все повести о «захватах» пронизаны мотивами о возникновении и 
назывании рек,  холмов,  долин,  озер и мысов  —  так обретает свой облик сама 
земля, храня память о тех героях,  которые жили и умерли наней и нашли в ее 
недрах последнее пристанище.  Раздел земли  —  другой аспект того же процесса 
творения и наречения,  и не случайно выделение каждой области в ирландской 
традиции имеет свое мифологическое обоснование.  Мы уже говорили о том,  что 
сыновья Миля поделили всю Ирландию на две части,  однако еще раньше она была 
поделена на четыре части сыновьями Партолона,  на три  — потомками Немеда и на 
пять  —  племенем Фир Болг.  Как говорится в одной из версий саги,  «как делают 
все и каждый,  они поделили Ирландию».  «Да пребудет отныне и навеки Ирландия 
поделена так,  как поделили ее Фир Болг». 
Эти завоевания определили и возникновение многих элементов повседневной 
культуры,  таких,  как земледелие, строительство домов,  торговля,  размол 
зерна,  сбивание масла и т. д.  К ним же восходят и установление королевской 
власти,  и отправление правосудия,  а равно ученость,  поэзия, искусства и 
ремесла,  боевые кличи,  игра в шахматы и в мяч,  конные состязания и 
проведение собраний.  Много внимания «Книга захватов» уделяет описанию того,  
что,  когда и кем было использовано,  изобретено или сделано впервые.  
Скрупулезно перечислены по именам первый ступивший на землю Ирландии,  первый 
умерший,  первый ставший королем,  первый вынесший то или иное суждение и т. д. 
 Таким образом,  один за другим даются прототипы всего, что имеет место на 
земле.  Как и другие традиционные культуры,  кельтское общество не могло 
нормально функционировать без опоры на целый набор установленных прецедентов.  
Так,  например,  спор о границах не мог быть разрешен на основании 
целесообразности; необходимо было пригласить самых старых и самых ученых мужей, 
 чтобы вспомнить,  как именно изначально поделили Ирландию. Как только 
удавалось воспроизвести исходную модель,  спор прекращался,  «ибо не может быть 
иначе,  если было установлено так,  и да пребудет так вовеки».  То,  что 
потребность в архетипических прецедентах подобного рода сохранялась даже тогда, 
 когда древняя традиция была прочно вытеснена христианством,  отчетливо заметно 
по заклинаниям и ворожбе шотландских арендаторов.  Лечение непременно 
увенчивается успехом,  а повседневные труды обретают значимость,  если все это 
рассматривается как повторение того,  что некогда делали святые или члены 
Святого семейства:
Я омываю свое лицо
Девятью лучами солнца, 
Как Мария омывала 
Сына Густым молоком...
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-