|
Перенеси нас через море на корабле, о Всеведущий.
«Ригведа», IX, 70, 10
Кельтская традиция не сохранила преданий, повествующих о сотворении мира и
человека. Даже в самых ранних из дошедших до нас текстов прародителями
человечества уже названы библейские Адам и Ева. Тем не менее можно сказать,
что «Книга захватов Ирландии» (Lebor Gabala Erепп) безусловно представляет
собой удачную попытку сочетать элементы местных мифологических представлений с
древнееврейскими преданиями, приукрашенными средневековыми легендами.
Начинается она словами: «In principio fecit Deus coelam et terram...» («В
начале Бог создал небо и землю...») — и повествует затем о творении, о Ное и
о потопе, о расселении народов, возводя современных ирландских гойделов к
Иафету сыну Ноя. Для ранних кельтов-христиан, как в наши дни для африканцев и
проч., принятие новой веры, имеющей свою космогонию, неизбежно повлекло за
собой беспощадное обрубание ствола прежней мифологической традиции и
искусственное привитие ее к христианским корням, которые будут отныне ее
питать. «Книга захватов» — результат такой «прививки» для Ирландии. Эта
книга внушала ирландцам, что все они тоже потомки Адама и что их судьбой
властвует библейская теофания. И свое назначение она, несомненно, выполнила,
потому что затверживание длинных искусственных родословий и нудных (для нас)
деяний потомков Иафета, совершенных где-то в Средиземноморье, стало
неотъемлемой частью обучения филидов, официальных историков и хранителей
мифологической традиции. Многотрудное введение новообращенных в лоно
христианства путем соединения различных ветвей местной традиции с традицией
древнееврейской и синхронизации истории кельтов с древней историей,
сохраненной в книгах античных историков, шло, разумеется, на протяжении
нескольких столетий и было завершено Неннием и Гальфридом Монмутским.
Эта «библеизированная» история, какой она предстает в «Книге захватов
Ирландии», достигает своей высшей точки в повести о «сыновьях Миля». После
долгого странствия через Египет, Крит и Сицилию предки современных ирландцев
случайно оказались в Испании, и один из них, Брегон, построил там башню. С
верхушки этой башни Ит сын Брегона увидел далеко за морем Ирландию и отправился
в путешествие — разведать, что же за страна открылась его взору. В те
времена страной владели Племена богини Дану, Туата Де Дананн, которые,
заподозрив Ита в коварных намерениях, убили его. Тогда родичи Ита — восемь
сыновей Миля — отплыли в Ирландию, чтобы захватить страну и отомстить.
Вождями были король Донн, Аморген — поэт и судья, Эремон — глава этого
военного похода, а также Эбер. Кроме того, их сопровождали Лугайд сын Ита,
их собственные сыновья, сыновья Брегона и множество других героев. Достигнув
Ирландии, они победили Племена богини Дану, которые здесь весьма напоминают
демонов и фоморов, а затем направились в Тару. На своем пути они встретили
поочередно трех богинь, Банбу, Фодлу и Эриу, каждая из которых добилась от
Аморгена обещания, что отныне этот остров будет носить ее имя. Возле Тары они
повстречали трех королей Племен богини — Мак Куила, Мак Кехта и Мак Грене,
— которые «произнесли суждение против сыновей Миля», в результате чего те
вынуждены были на три дня покинуть остров. Окончательный приговор, кому
владеть островом, должен был вынести Аморген, под страхом смерти за ошибочное
суждение. «Вот что скажу я, — сказал Аморген, — пусть остается этот
остров в их власти». — «Куда же тогда идти нам?» — спросил Эбер. «Прочь,
за девять волн», — ответил Аморген. Таков былпервый его суд в Ирландии. И
все они сели на корабли и отплыли за девять волн, а затем вновь подошли к
берегу, словно совершая некий ритуал. Однако первая их попытка вновь
высадиться в Ирландии окончилась неудачей, так как демоны отвели им глаза, и
они все время видели перед собой крутые горы, словно спина кабана, и пришлось
им трижды обогнуть весь остров, прежде чем они сумели приблизиться к его
берегу. Тогда друиды и поэты Племен богини запели волшебные заклинания — и
чудесный ветер отнес корабли сыновей Миля далеко в море, однако Аморгену
удалось сочинить стихи, которые утихомирили ветер. Завоеватели вторично
высадились на берегах Ирландии и, победив Племена богини, завладели островом.
Эта повторная высадка, сопоставимая с «повторным рождением» в биографии
отдельного персонажа, далеко не единственная черта, выдающая дохристианское
происхождение легенды. Когда сыновья Миля в первый раз подплывали к Ирландии,
Донн позавидовал своему брату Иру, который вел себя как предводитель похода —
его корабль плыл впереди остальных. После этого весло в руках Ира раскололось,
и сам он упал бездыханным. Похоронили его на «рифе Призраков» у западного
побережья Мунстера, братья же его решили, что дурно будет, если завистливый
Донн получит долю земли. Уже после высадки на острове Донн нанес оскорбление
богине Эриу, и та предрекла, чтони он, ни потомство его не будут владеть
островом. Когда же перед второй высадкой он опять оскорбительно отозвался о
Туата, неожиданно поднялся ветер, и его корабль разбился. «Книга захватов»
сообщает также, что его младший брат Эраннан влез на мачту, чтобы осмотреться,
но сорвался и погиб. Однако, согласно диншенхас, жребий лезть на мачту
выпал самому Донну, который пытался петь заклинания против Туата, но Туата
прокляли его и наслали на людей Донна лихорадку. Донн просил перенести его
тело на один из небольших островков у побережья, чтобы зараза не попала в
Ирландию. «Люди мои, — сказал он, — благословят меня на веки веков». После
того как корабль Донна утонул, Аморген объявил, что отныне его народ всегда
будет приходить туда, где покоится тело Донна, к высокой этой скале, которая
наречется «Домом Донна», Tech Duinn. И действительно, по языческим поверьям
души грешников приходят к этой скале и благословляют Донна, прежде чем
отправиться в ад, тогда как души раскаявшихся держатся поодаль и с пути своего
|
|