Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
 Месяцы года в свою очередь подразделялись на два разряда. Шесть  —  
протяженностью тридцать дней  —  помечены знаком MAT,  другие шесть  —  
протяженностью 29 дней  —  помечены знаком ANM. MAT (cp ирл. maith и валл. mad),
  возможно,  означало «хороший»,  тогда как ANM, вероятно,  было сокращением от 
AN МАТ «нехороший». Нам представляется уместным провести здесь параллель с 
афинским календарем,  где тридцатидневные месяцы назывались «полными»,  а 
двадцатидевятидневные  —  «пустыми». На юго-востоке Азии эти два типа месяцев 
назывались «полными» и «ущербными» и,  соответственно,  чередовались в 
правильной последовательности. Месяцы MAT и ANM в календаре из Колиньи тоже 
чередуются,  за одним исключением. Если бы это чередование соблюдалось на 
протяжении всего пятилетнего цикла,  то и Samon,  и Giamon оказывались бы МАТ 
месяцами по тридцать дней в каждом.  Но, видимо,  чтобы этого избежать,  
производилась своего рода перестановка, так что первая половина каждого года  — 
 ритуально более значимая  —  и первая половина цикла в целом начинались и 
кончались МАТ месяцем,  а вторые половины годов и циклов начинались и кончались 
соответственно ANM месяцем. Таким образом,  если исключить дополнительные 
месяцы,  обе половины цикла состоят из тридцати месяцев,  образуя,  так сказать,
  по «месяцу месяцев»,  тоже разных  —  MAT и ANM.
Эта же модель видна и в структуре самих месяцев. Каждый состоит из двух частей, 
 в первой из которых дни пронумерованы от первого до пятнадцатого,  а во второй 
 —  до пятнадцатого или до четырнадцатого в зависимости от длины месяца.  Как в 
индийском и некоторых других календарях, первая половина,  без сомнения,  была 
«светлой половиной» лунного месяца,  другая же  —  «темной половиной»,  однако 
и здесь,  как в случае времен года,  трудно решить,  какая половина считалась 
светлой,  а какая  —  темной. В календаре из Колиньи между этими половинами 
вписано слово ATENVX,  которое интерпретируют либо как «обновление», либо как 
«возвращающаяся ночь».  Первая интерпретация может быть соотнесена с принципом, 
 отмеченным еще Цезарем.  С другой стороны,  Плиний говорит,  что друиды 
обыкновенно начинают отсчет своих месяцев с шестого лунного дня,  и если они 
считали от новолуния,  то месяц начинался со светлой половины.  Интересно,  что 
в Индии отсчет месяца на юге начинали со светлой половины,  а на севере  —  с 
темной.  Таким образом,  продолжая эту аналогию,  можно предположить,  что год 
и даже весь цикл начинались с зимы в одной половине страны и с лета  —  в 
другой.  В принципе правомерны оба подхода.  Уподобленная первозданному хаосу,  
который предшествует сотворению космоса,  и беременности,  которая предшествует 
родам,  тьма предстает началом начал,  но как символ смерти и разрушения она же 
и завершает светлый день. 
Данную дихотомию можно наглядно представить следующим образом:
ночь и день
темная половина месяца и светлая половина месяца
МАТ-месяц и ANM-месяц
зима и лето
Samon-полуцикл и Giamon-полуцикл
Каждый полуцикл при этом состоит из пяти времен года: в одном,  соответственно, 
 оказывается три зимы,  а в другом  —  три лета:
А.  зима: лето: зима: лето: зима
Б.  лето: зима: лето: зима: лето
Символическое значение дня и ночи как микрокосмоса времени и поистине «всего 
мира» как нельзя более ясно выражено в одной из повестей «Лейнстерской книги». 
После того как Дагда поделил все сиды Ирландии между вождями Племен богини Дану,
  Мак Ок пришел к нему и стал просить у него земли для себя.  «Для тебя у меня 
ничего не осталось,   —  сказал Дагда,   —  я уже закончил раздел».   — «Тогда 
разреши мне,   —  попросил Мак Ок,   —  провести день и ночь в твоих 
собственных владениях».  Дагда согласился. 
На следующий день Дагда явился в свой сид и сказал: «Твое время истекло,  
уходи».   —  «Нет,  я не уйду,   —  ответил ему Мак Ок.   —  Ведь день и ночь  
—  это и есть весь мир.  И отдал ты мне все,  чем сам владел».  После этого 
Дагде пришлось уйти,  а Мак Ок по праву занял его сид.  Этот же мотив 
встречается в саге «Сватовство к Этайн»,  но там его значение выражено менее 
загадочно.  Там Мак Ок тоже хочет навсегда отнять у Элкмара бруг (крепость,  
укрепленный холм),  который до этого попросил на день и на ночь,  «ибо не 
бывает в мире иного,  кроме дней и ночей».  Точно также молодой Конхобар 
обманом присваивает себе власть над уладами,  сместив их короля Фергуса Мак 
Ройха,  обещавшего ему королевскую власть на год (точнее: на зиму и лето).  
Поведение Конхобара в данном случае носит характер сугубо политический,  но для 
нас важно,  что его хитрость удается благодаря многозначности слов,  потому что 
действительно «не бывает в мире ничего,  кроме зимы и лета».  Как мы увидим в 
дальнейшем,  король Конхобар персонифицирует саму идею Года,  поэтому есть 
основания видеть в Мак Оке персонификацию Дня.  Вспомним,  что свое имя,  
буквально означающее «молодой сын»,  он получил от матери в знак того,  что был 
зачат и рожден ею в один день,  волшебным образом продленный Дагдой.
2
На границе двух различных периодов времени проявляется некая таинственная сила, 
 обладающая склонностью делать и добро,  и зло.  Известно,  что некоторые 
действия запрещалось совершать на восходе солнца и на закате,  потому что это 
были традиционно опасные моменты поворота времени.  Однако,  с другой стороны,  
следует вспомнить,  что утренняя роса и вообще  —  вода,  добытая на рассвете,  
обладали особыми лечебными свойствами; точно так же лекарственные травы 
рекомендовалось собирать на закате,  чтобы действие их было эффективнее.  
Естественно,  что эти магические силы наиболее активны в Канун ноября и в Канун 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-