Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
следует усматривать в таких названиях русских рек,  как Дон,  Днепр и Днестр. В 
этой связи можно упомянуть также Дунай и целый ряд рек в Англии,  носящих 
название,  созвучное слову «Дон». Ведическая богиня Дану  —  мать Вритры,  
главного противника Индры,  царя богов,  и одновременно супруга парного 
божества Митры-Варуны. Амбивалентность ее роли имеет параллели в ирландской 
традиции Дану  —  мать всех богов Ирландии,  и она же дает свое имя главному 
чародею Туата.  Но с другой стороны,  под «тремя богами Дану» подразумеваются 
обычно три ее сына  —  Бриан,  Иухар и Иухарба,  которые в ирландском предании 
фигурируют лишь как жестокие убийцы Киана,  отца Луга.  Однако в саге о Второй 
битве при МагТуиред этот же эпитет,  «три бога Дану»,  употреблен поотношению к 
другим персонажам  —  трем мастерам Гоибниу,  Лухте и Кредне,  в саге же 
«Сватовство к Этайн»  —  по отношению к трем главным вождям Туата  —  Лугу,  
Дагде и Огме.  Дагда и Огма  —  и реже Луг  —  изображаются иногда как сыновья 
Этниу,  а в «Сватовстве к Этайн» говорится,  что имя Этайн,  или Этниу (которое 
выступает также как название реки),  является другим именем Боан,  возлюбленной 
Дагды,  а также эпонимом Бойне,  знаменитой реки,  которая в метрических 
диншенхас называется «кровлей океана»,  подобно Северну в Англии,  Тибру в Риме,
  Иордану и Евфрату на Востоке и Тигру в земле «Вечного Рая».
4
И повести о Племенах богини Дану,  и рассказы о роде Дон,  равно как и другие 
«мифологические» повествования, изобилуют магией и превращениями,  а победу 
обычно завоевывают превосходством в знании и чародействе.  Таким образом,  
можно сказать,  что отличительные черты повестей подобного типа  —  уважение 
перед мудростью и вера в волшебство. Однако,  обратившись к сагам Уладского 
цикла,  мы увидим,  что,  хотя и там присутствует вера в сверхъестественное,  
общий дух повествования совсем иной.  Главные персонажи цикла  —  не чародеи и 
маги,  а воины,  и слава их зиждется на доблести и несокрушимой твердости. В 
ходе повествования постоянно отмечается не столько мудрость,  сколько сила воли 
и бесстрашие персонажа.  Так мы попадаем в мир героики. 
Вызовы на поединок,  насмешки,  похвальба подвигами, уже совершенными или 
грядущими,   —  вот основная тематика повестей этого цикла,  где честь и боевая 
слава героя суть важнейшие сюжетообразующие мотивы. Завязку ряда саг этого 
цикла составляет постоянное соперничество двух северных областей  —  Улада 
(Ульстера) и Коннахта,  ибо, как известно,  «война между ними началась за три 
сотни лет до Рождества Христова». В то время,  когда королем Улада был Конхобар,
  Коннахтом правила королева Медб. Ее муж,  король Айлиль,   —  персонаж далеко 
не столь яркий; вдобавок перед тем,  как стать его женой,  Медб была замужем за 
Конхобаром и правила в Уладе.  В «Повести о свинье [короля] Мак Дато» 
рассказывается,  что у Мак Дато, короля Лейнстера,  был чудесный пес,  
охранявший границы его земель.  И вот пес этот понадобился одновременно Айлилю 
и королеве Медб,  с одной стороны,  и королю Конхобару  —  с другой.  Жена Мак 
Дато посоветовала мужу обещать пса обеим сторонам и подстроила так,  что обе 
враждующие партии явились за псом в один и тот же день. На большом пиру,  
который задал для них Мак Дато,  главным блюдом была огромная свинья,  
вскормленная за семь лет молоком пятидесяти коров Брикрен,  который в сагах 
этого цикла обычно играет роль «коварного советчика» и сеет распри среди 
уладских воинов,  предлагает поделить свинью «согласно воинской доблести 
каждого».  После короткой перебранки,  происходящей между уладами и двумя 
воинами из Мунстера,  коннахтский герой Кет выходит из рядов ирландских воинов 
и с ножом в руке усаживается подле свиньи,  собираясь делить ее. «Найдите 
теперь,   —  говорит он,   —  среди мужей Ирландии такого,  что может 
потягаться со мной. Если не найдете,  тогда я разделю эту свинью». Кет сын Магу 
был хорошо известен среди уладов, поскольку часто приходил в их земли и убивал 
кого-нибудь из их воинов,  «ибо не считался мужем и воином тот из коннахтов,  
кто не убил ни одного из уладских героев» .Один за другим встают уладские воины 
и бросают Кету вызов,  но каждому Кет напоминает о каком-нибудь прошлом 
поражении,  и они с позором отходят.  Кет уже готовится делить свинью,  как 
вдруг в зале появляется Конал Кернах (Конал Славнейший) и оспаривает у него эту 
привилегию. «Клянусь клятвой,  которой клянется мой народ,   — сказал Конал,   
—  что с тех пор,  как я взял копье в руки,  не прошло и дня,  чтобы не убил я 
коннахта и не совершил поджога,  и я ни разу не засыпал,  не положив головы 
коннахта под колено».   —  «Это правда,   —  сказал Кет,   —  ты лучший воин,  
чем я.  Но если бы здесь был мой брат Анлуан,  он превзошел бы тебя своими 
победами. Жаль,  что его нет».   —  «Нет,  он здесь,   —  сказал Конал,  
вытащив из-за пояса голову Анлуана,  и он с такой силой метнул ее в грудь Кета, 
 что у того кровь выступила на губах. Тогда Конал уселся возле свиньи,  а Кет 
отошел от нее.  «Пусть они теперь поспорят'»  —  сказал Конал.
В саге «Пир у Брикрена» все три воина-соперника,  каждый из которых претендует 
на «долю героя»  —  огромный котел,  наполненный едой и питьем,   —  являются 
уладами: Лойгайре Буадах (Лойгайре Победитель),  Конал Кернах и Кухулин,  чье 
совершенство и мощь воспеваются автором повести. В этой же саге мы вновь 
встречаемся с Брикреном,  который не упускает случая поссорить воинов,  
спровоцировав между их женами спор о том.  кому из них надлежит занять на пиру 
самое почетное место. Чтобы решить спор,  все три воина отправляются сначала к 
Айлилю,  королю Коннахта,  а затем  —  к Курои Мак Даре,  королю Мунстера. 
Когда воины прибывают в Круахан,  где издавна помещается двор королей Коннахта, 
 Айлиль велит тайно выпустить ночью из подвала трех волшебных котов,  чтобы те 
напали на уладских героев. Однако Кухулин отбивает атаку. Затем они 
направляются к Курои,  но не застают его,  он, как всегда,  в пути,  «ибо не 
могла земля Ирландии вынести его тяжести,  славы и доблести,  а также 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-