Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
приближает ее к знаменитому ирландскому сиду. С другой стороны,  вспомнив,  как 
изображается Рианнон при первом своем появлении,  мы увидим,  что и она,  
безусловно,  наделена некой магической силой,  к тому же,  как повествуется в 
другом валлийском тексте,  пение чудесных «птиц Рианнон» заставляло живых 
заснуть,  а мертвых  — проснуться. К этому можно добавить,  что имя Рианнон 
означает «Великая королева» (а Тейрнон при этом  —  «Великий король») и образ 
ее постоянно ассоциируется с лошадьми. Ложно обвиненная в убийстве своего 
ребенка, она вынуждена в наказание сидеть у коновязи и возить гостей мужа от 
ворот до двери на собственной спине.  В волшебной крепости,  где ее держит в 
заточении чародей Ллуид,  она носит на шее ослиное ярмо.  Более того,  
исчезновение и чудесное возвращение ее сына связаны с рождением жеребенка,  
который был впоследствии подарен мальчику,  когда тот подрос и начал проявлять 
интерес к лошадям. С лошадиной темой связан и рассказ (в Четвертой ветви) о 
гибели Придери.  Таким образом,  всю эту линию валлийского эпического 
повествования можно включить в так называемый эпонический миф,  или предание о 
богине-матери,  имеющей облик кобылы; ее имя часто встречается в Галлии в 
надписях римского периода. Богиня-кобыла,  носившая имя Эпоны,  была весьма 
почитаема не только в самой Галлии,  о чем свидетельствует обилие ее 
изображений,  ее культ был распространен и в Риме,  можно даже сказать,  что 
это было единственное кельтское божество,  которому римляне отдавали дань 
уважения.  Три эпонические надписи относятся к изображениям женского божества с 
лошадьми по обе стороны,  в основном же Эпону изображали в виде кобылы или 
женщины,  сидящей на кобыле.  Принято считать,  что Эпона заботится о 
путешествии души после смерти,  а также покровительствует лошадям,  мулам и 
всем,  кто ими занимается. 
В короткой повести,  озаглавленной «Ллюд и Ллевелис», рассказывается о трех 
бедствиях,  постигших Британию. Эта повесть во многом схожа с повестью о 
зачарованном Диведе,  а кроме того,  имеет параллели с рассказами о 
столкновениях Туата Де Дананн с фоморами. Первое из этих бедствий было вызвано 
существами,  называемыми кораниад (производное от corr  —  «карлик»). «Так 
велико было знание этих существ,  что слышали они каждое слово,  произнесенное 
вслух на всем острове.  Как бы тихо ни было произнесено это слово,  они сразу 
же слышали его,  поскольку ветер доносил его до них». Второе бедствие состояло 
в том, что каждый год в Канун мая над островом раздавался ужасающий крик 
неимоверной силы,  и так он был страшен, что из-за него вода,  земля,  деревья 
и животные Британии становились бесплодны. А кричал так дракон,  который бился 
с другим драконом где-то на юге острова.  Третьим бедствием был огромный 
великан,  который крал еду,  приготовленную для королевского двора,  причем 
уносил он все блюда,  кроме тех,  что готовились впервые.
Напомним,  что Нуаду,  король Туата Де Дананн,  временно предоставил свой трон 
мудрецу Лугу,  чтобы избавиться от фоморов.  В этой валлийской повести сходным 
образом Ллюд,  король Британии,  чье имя,  возможно,  соотносимо с именем Нуаду,
  сумел освободить остров от трех бедствий,  последовав мудрым советам своего 
брата Ллевелиса.  Бесплодие,  причина которому страшный крик дракона,  
раздающийся в Канун мая,  бесспорно, соотносится с похищением жеребят Тейрнона, 
 которое также происходит в Канун мая и совершается некой странной когтистой 
лапой.  Следует вспомнить и о предосторожностях,  которые поныне принимают в 
отдельных районах Уэльса,  чтобы оградить потомство в эту колдовскую ночь.  
Драконы были погребены,  и на острове наступило относительное спокойствие.  
Вслед за тем и великан вернул все,  что было им украдено,  и даже поклялся не 
только ничего не брать более,  но и стать верным подданным Ллюда.  Ллюд в свою 
очередь клянется быть мудрым правителем и справедливо распределять все блага,  
независимо от грехов прошлого,  и эта клятва,  которой потребовал от него 
Манауидан,  поразительно напоминает клятву,  которой Луг после Битвы при Маг 
Туиред потребовал от Лоха и Бреса. 
Центральные персонажи Второй ветви мабиноги принадлежат к семье Лира: два брата,
  соответственно Бран Благословенный,  гигант,  правящий Островом Сильных 
(Британией),  и Манауидан,  а также их сестра Брануэн,  «одна из первых жен  —  
покровительниц острова».  У этих троих есть два сводных брата  —  Эвнисьен,  
который повсюду сеет раздоры,  и Нисьен,  исполняющий обычно функции 
примирителя.  Вся история во Второй ветви начинается со свадьбы Брануэн и 
Матолуха,  короля Ирландии,  который специально приехал в Харлех просить ее 
руки.  Во время свадебного пира в Аберфрау Эвнисьен,  обиженный,  что никто не 
спросил его согласия на этот брак,  мстит  —  прокрадывается на конюшню и 
калечит лошадей жениха.  В порядке возмещения за это оскорбление Бран,  среди 
прочих ценных вещей,  отдает Матолуху чудесный котел,  найденный в одном из 
озер в Ирландии: сила этого котла в том,  что погруженный в него убитый воин 
уже наутро оживает вновь и может сражаться,  только теряет дар речи.
Брануэн едет в Ирландию и целый год живет в доме мужа, окруженная почетом и 
уважением.  К концу года у нее родится сын Гверн.  Но внезапно настроение 
Матолуха меняется,  он вспоминает нанесенное ему оскорбление и решает, что 
именно Брануэн должна за это поплатиться.  Ее изгоняют из королевской 
опочивальни на кухню и велят исполнять там самую тяжелую работу,  мало того  —  
мясник каждый день непременно дает ей пощечину.  Так продолжается три года. 
Брануэн меж тем приручает скворца и посылает его в Британию  —  передать 
братьям весть о ее бедах.  После этого огромное войско с Острова Сильных 
высаживается в Ирландии,  великан Бран вброд переходит пролив,  а затем ложится 
поперек реки Ллинон (Шаннон?),  вместо моста, чтобы его люди могли перейти 
через реку.  Матолух готов сдаться без боя,  да и Брануэн настаивает скорее 
заключить мир,  «пока не разрушена вся страна».  Но в самый момент заключения 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-