|
составные части. Народ острова Радости не испытывает какого-то определенного
удовольствия, и смеются они ни над чем. Остров символизирует радость как
таковую, радость вообще. Остров Женщин подобным же образом являет собой
квинтэссенцию женственности и эротического наслаждения, отделенную от всего
того, что обыкновенно примешивается к ним в реальной жизни. Долгое плавание
Майль Дуйна продолжает процесс разложения на составляющие. Особенно
поразительно строгое распределение растений и животных по видам: муравьи,
птицы, говорящие птицы, скаковые лошади, кусающиеся лошади, лососи, свиньи,
овцы, коровы — все занимает свое особое место. Точно так же тщательно
классифицированы формы: столп, арка, цоколь, — и контраст «черного» и
«белого». В «Плавании Снедгуса» упоминается также остров с двумя озерами: одно
— полное воды, а другое — полное огня. Если бы не молитвы святых, эти две
стихии овладели бы Ирландией.
Людской род тоже разделен на четыре класса — короли, королевы, воины и
девушки. На подобном же острове, который встречают на своем пути братья
О'Хорра, все население поделено иначе — на «людей достойных», знать, юношей
и слуг (опять четыре функции?). В «Плавании Майль Дуйна» мы опять-таки
встречаем остров Женщин, св. Брендан видел остров Сильных Мужей, поделенных на
три возрастные группы — мальчики, юноши и старики, а братья О'Хорра
побывали на острове, одну часть которого населяют живые, другую — мертвые.
Острову Смеха противопоставлен антипод — остров, где царят беспричинная
печаль и уныние. Подобно тому как на острове черного и белого все предметы
превращаются либо в черные, либо в белые, так и путники, попадающие на
остров Смеха или остров Тоски, начинают либо смеяться, либо безутешно рыдать.
Видимо, метафизический смысл состоит в том, что как абстрактные принципы
Белизна, Чернота, Огонь, Вода, Радость, Печаль, Женское, Мужское, Юность,
Старость, Жизнь, Смерть и т. д. существуют над объектами и людьми, в
которых они манифестируются (Доктрины первоэлементов и архетипических идей,
конечно, много шире и древнее, чем те формулировки, в какие их облекли
греческие философы). Более того, чтобы подчеркнуть отделение этих начал от их
обычных носителей в явленном мире, они порой представлены в сочетаниях, на
земле немыслимых, — так появляются диковинные существа вроде коня с собачьими
лапами в «Плавании Майль Дуйна» или людей с кошачьими головами, людей с
головами свиней или собак, да еще и с бычьими гривами в «Плавании Снедгуса».
Подобно «актерам» сезонных ритуалов, надевающим звериные маски и плетеные
конские головы (внутри которых можно и вращаться), эти чудища показывают, что
изначальные элементы могут соединиться так, что возникнет мир, совершенно не
похожий на тот, какой мы знаем.
Кроме элементов, составляющих материальный мир, в островах отражены и
свойства человеческого характера. Так, один остров являет собой символ скупости,
другой — святость собственности и грех воровства. Остров со стеклянным
мостом, видимо, представляет целомудрие, и вряд ли приходится сомневаться,
что аллегорическая суть целого ряда образов от нас ускользает. В дошедших до
нас более полно христианских плаваниях острова мышей, птиц, фруктовых
деревьев и т. д. перемежаются изображениями других островов, символизирующих
муки и страдания, полагающиеся за тот или иной грех.
В этой книге мы почти ничего не говорили о кельтских представлениях о загробной
жизни, ибо аутентичные источники на удивление молчаливы в этом вопросе.
Единственный посмертный мир, о котором говорят кельтские тексты, — это
христианский рай и ад. В этом отношении они, безусловно, являют разительный
контраст свидетельствам античных авторов, которые утверждают, что галльские
друиды верили в бессмертие человеческой души. По сообщениям Валерия Максима,
вера эта была так сильна, что даже уплату долгов галлы порой откладывали на
«следующую жизнь», которую бессмертная душа обретет в новой инкарнации.
Конечно, античные авторы могли во многом неверно истолковывать верования
кельтов, но трудно себе представить, что в этом вопросе все они с
поразительным единодушием впадали в одно и то же заблуждение. И не случайно,
что ярчайшие из христианских «видений» Иного мира, записанные в средневековой
Европе, относятся именно к кельтскому Западу, и образное богатство этих
«видений» не находит аналогов в других христианских источниках.
В религиозных системах Египта, Индии и многих других стран хранителями
доктрины о путях души после смерти были жрецы. И всякий человек на пороге
смерти обязательно должен был приобщиться к этому знанию; для этой цели
принимали необходимые меры. Даже средневековое христианство создало свою
«Книгу искусства умирания». Глубинный смысл описанных нами плаваний проявляется,
в частности, при сопоставлении с тибетской «Книгой мертвых», где
изображается последовательность состояний, через которые дух проходит после
смерти, — состояний, в которых мысли обретают вещность, а человеческие
качества принимают вид определенных сущностей. «Умерший становится
единственным созерцателем удивительной панорамы видений... Видятся ему вначале
счастливые и величественные образы, рожденные из семени импульсов и аспираций
высшей или божественной природы; затем являются перед ним устрашающие видения
низшей или животной природы, и он впадает в смятение и хочет убежать от них»,
— вот так же герои ирландских плаваний бежали, увидев иные острова. Среди
многообразных символов, названных в тибетской «Книге мертвых», есть и четыре
первоэлемента (огонь, вода, земля и воздух), четыре цвета и ряд других групп
четырех «порядков» (сумма элементов каждой группы в совокупности и единстве
составляет пять). Есть там «благие божества» и «божества гневные», с ужасными
звериными головами, чей облик и поведение напоминают о сценах мучительных
пыток из «Плавания О'Хорра».
|
|