Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
системой оппозиций,  характерной для традиционного китайского мышления. 
Весенний праздник  —  праздник юности и помолвок, тогда как осенний праздник 
соотносится со старостью,  с временем,  когда приходит пора обзавестись своим 
домом.  В весенних ритуалах главную роль играли женщины (как и в европейской 
майской обрядности),  а в осенних  —  мужчины. «Когда китайские философы хотели 
создать теорию любви, они говорили,  что весной юноши увлекают за собой девушек,
 а осенью девушки  —  юношей,  как если бы они поочередно, ощущая неполноту 
своей натуры,  были охвачены неодолимым желанием достичь совершенства».
Рассказы о «похищениях» и о «сватовствах» в кельтской традиции как будто бы 
укладываются в ту же системную дихотомию.  В повестях о «героическом 
сватовстве» активным началом предстает жених,  тогда как роль невесты,  скорее, 
 пассивна.  В повестях о «бегствах» и «похищениях»,  напротив,  женщина,  как 
правило,  сама выбирает себе партнера и подчиняет его своей воле.  Это 
противопоставление коренится в двух системах трудных задач и разгадывания 
загадок  —  иными словами,  системах своего рода брачных тестов.  В первом 
случае препятствие создается женщиной или тем,  кто охраняет ее,  во втором  —  
самим мужчиной. Полярность муж — любовник в данных сюжетах есть еще и 
полярность зрелости и юности,  ревности и любви. Изначальный брак изображается 
как брак неравный. Муж обычно стар и имеет взрослых сыновей от первой жены (или 
жен). Вспомним,  что Финн хотел просто обзавестись достойной супругой и не он 
сам, а его подданные решили,  что для этой цели подойдет именно Грайне.  К тому 
времени она уже успела отказать всем королям и героям Ирландии,  а на вопрос 
отца,  примет ли она предложение Финна,  ответила весьма небрежно.  «Если он 
подходит тебе как зять,  почему бы не подойти ему для меня?» Мы уже упоминали,  
что в архаической версии этой саги Грайне пыталась отвадить Финна,  поставив 
перед ним «невыполнимую задачу».  «В недобрый час была отдана Грайне Финну,  
потому что не было мира между ними,  пока они не расстались.  Финн вызывал у 
девушки отвращение,  да такое,  что заболела она от этого» Сходным образом в 
средневековой немецкой повести о Тристане король Марк вовсе не намерен жениться,
  но вассалы убеждают его это сделать. Подобно Грайне,  он пытается уйти от 
судьбы. Когда два воробья в потасовке обронили длинный золотой волос,  он 
объявил,  что женится лишь на той,  кому этот волос принадлежит. По иронии 
судьбы, обладательницу волоса,  Изольду,  находит для короля именно Тристан,  и 
именно с этого начинается соперничество двух мужчин из-за одной женщины. 
Желание Конхобара сохранить жизнь Дейрдре,  чтобы затем жениться на ней, 
опять-таки нельзя назвать проявлением его любви,  более того,  в усложненных 
версиях саги его грубая похоть невыгодно контрастирует с беззаветной 
преданностью Найси. Поистине мужья в таких повестях больше похожи на ревнивых 
собственников-отцов из повестей о «героическом сватовстве»,  чем на молодых 
женихов.
Любовник в свою очередь предстает как молодой удалец-воин,  превосходящий 
многих в воинских искусствах. Отвага и доблесть обычно сочетаются у него с 
такими,  казалось бы,  женскими качествами,  как красота,  музыкальный голос,  
ласковые речи и обаяние. Так, о Диармайде сказано,  что на лбу у него была 
родинка,  вид которой вызывал любовь у девушек и женщин,  и что «был он лучшим 
любовником,  какие когда-либо рождались на этой земле». Лэ XV в. говорит,  что 
история смерти Диармайда «вызывает слезы у женщин» Кончается это лэ горестными 
стихами.
Властелин многих женщин,
Сын О'Дивне,  познавший сладость скорых побед,   — 
Не смотрела она ни на одного поклонника, 
С той поры как земля покрыла его щеки.
В каждой из трех упомянутых повестей о «бегствах» любовник и обманутый муж 
связаны родственными отношениями по женской линии: любовник приходится этому 
мужу племянником. Мы уже отмечали двойственную природу племянника в разных 
обществах и особые взаимоотношения между ним и братом его матери. Вообще дядя 
по матери  —  своего рода матрилинейный отец матрилинейного сына,  и племяннику 
зачастую дозволено весьма бесцеремонно обращаться с дядей и его имуществом
Следует отметить и особую связь любовника с Иным миром. Так,  Диармайд «сын 
Донна» родом из Западного Мунстера,  а другом его и покровителем при похищении 
Грайне был Мак Ок (из Племен богини Дану),  приемный сын и посланец 
сверхъестественного возлюбленного Этайн. Дар чудесного пения,  от которого 
коровы давали на две трети больше молока,  Найси также разделял с Племенами 
богини.  В континентальной литературе Тристан считался сыном Бланшефлер,  
подобно тому как Эрот считался сыном Афродиты,  которую на Крите называли 
«госпожа цветов» (Anthia),  а это имя роднит ее с матерью Тристана. Бланшефлер 
умерла во время родов,  на корабле в открытом море,  младенец был вырезан из ее 
чрева.  В немецкой поэме XII в.  Ланселот,  вечный возлюбленный королевы 
Гвиневеры,  был похищен в возрасте одного года и воспитан Дамой Озера в Стране 
Девушек (meidelant). Итак,  можно сделать вывод,  мужчина,  к которому обращает 
свои чувства женщина,  пережившая разочарование в законном браке,  в силу 
женственной своей природы и связи с Иным миром является персонификацией 
сверхъестественного любовника  —  одного из прекрасных ликом гандхарвов,   — 
разрушителя земного брака.  Но,  говоря о женственности этого персонажа,  мы 
имеем в виду не женоподобного мужчину,  в котором мужская сторона естества 
полностью подавлена,  а «мужчину женщины». В этой связи Г. Циммер говорит о 
Ланселоте,  что он «представлял собой нечто весьма отличное от своих спутников  
—  идеальных средневековых героев,  нечто куда менее сиюминутное,  глубоко 
человечное и постоянное. Сэр Ланселот есть инкарнация идеала мужчины,  который 
бытует не в мужском мире социальной деятельности,  но в надеждах и мечтах 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-