Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Валпола Рахула - Чему учил Будда
 [Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
Валпола Рахула
   
Чему учил Будда
   
Перевод Берхина И.В.
   
   Перевод с английского осуществлен по изданию — Валпола Рахула. Чему учил 
Будда. 1978, Великооритания. (с) «Махасангха» 1995
   
   БУДДА
   Будда, чье личное имя было Сиддхатха (Сиддхартха на санскрите), и родовое 
имя Готама (санскр. Гаутама), жил в Северной Индии в шестом веке до н.э. Его 
отец, Суддходана, был правителем царства Сакьев (в современном Непале). Его 
матерью была царица Майя. Согласно обычаю своего времени, он женился довольно 
молодым, в шестнадцатилетнем возрасте, на красивой и благочестивой молодой 
принцессе по имени Ясодхара. Молодой принц жил в своем дворце, имея в своем 
распоряжении любую роскошь. Но совершенно неожиданно, столкнувшись с жизненной 
действительностью и страданием человечества, он решил найти выход из этого 
всеобщего страдания. В возрасте 29 лет, вскоре после рождения своего 
единственного ребенка, Рахулы, он в поисках этого выхода оставил свое царство и 
стал аскетом. В течение шести лет аскет Готама скитался по долине Ганга, 
встречая знаменитых религиозных учителей, изучая и следуя их системам и методам,
 подвергая себя строгим аскетическим практикам. Они не удовлетворяли его. 
Поэтому он оставил все традиционные религии и их методы и пошел своим 
собственным путем. Случилось так, что однажды вечером, сидя под деревом (с тех 
пор известным как дерево Бодхи или дерево Бо, «Дерево Мудрости» на берегу реки 
Неранджара в Буддха-Гайя возле Гайя в современном Бихаре), в возрасте 35 лет, 
Готама достиг просветления, после которого он стал известен как Будда, 
«Просветленный».
   После своего Просветления Будда Готама произнес свою первую проповедь группе 
из пяти аскетов, своих старых соратников в Исипатане (современный Сарнатх) 
возле Бенареса. С того дня в течение сорока пяти лет он обучал мужчин и женщин 
всех сословий — царей и крестьян, браминов и неприкасаемых, ростовщиков и нищих,
 святых и грабителей — не делая ни малейшего различия между ними. Он не 
признавал отличий между кастами или социальными группами, и Путь, который он 
проповедовал, был открыт для всех мужчин и женщин, готовых понять его и 
следовать по нему.
   В возрасте 80 лет Будда почил в Кусинаре (современный Уттар-Прадеш в Индии).
   Сегодня буддизм существует и развивается на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, 
Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Тибете, Китае, Японии, Монголии, Корее, на Формозе, 
в некоторых частях Индии, Пакистана и Непала, а также в Советском Союзе. 
Буддийское население мира превышает 500 миллионов.
   Глава I
   БУДДИЙСКИЙ СКЛАД УМА
   Среди основателей религий Будда (если нам позволено звать его основателем 
религии в популярном смысле этого слова) был единственным, кто не претендовал 
на то, что он нечто иное, нежели человек, человек в чистом виде, просто человек.
 Другие учителя были либо Богом, либо его воплощением в каком-то виде, либо 
были им вдохновлены. Будда не только был человеком, он не заявлял ни о каком 
вдохновении со стороны какого бы то ни было бога или внешней силы. Он 
приписывал все им осуществленное, обретенное и достигнутое человеческому 
старанию и человеческой мудрости. Человек и только человек может стать Буддой. 
Каждый человек имеет в себе возможность становления Буддой, если он стремится к 
этому и прилагает усилия. Мы можем назвать Будду человеком «по преимуществу». 
Он был столь совершенен в своей «человечности», что позднее в народной религии 
его стали считать почти «сверхчеловеком».
   Согласно Будде, человеческое положение является наивысшим. Человек сам себе 
господин и нет никакого высшего существа или силы, что решают его судьбу.
   «Каждый сам себе прибежище, кто еще может быть прибежищем?» — говорил Будда. 
Он воодушевлял своих учеников «быть самими себе прибежищем» и никогда не искать 
прибежища или помощи в ком-либо еще. Он учил, воодушевлял и побуждал каждого 
развивать себя и осуществлять свое собственное освобождение, поскольку у 
человека есть сила освободить себя от всех оков посредством своих личных усилий 
и мудрости. Будда говорит: «Вам должно делать вашу работу, ибо Татхагаты*1 лишь 
учат пути». Если вообще называть Будду «спасителем», то лишь в том смысле, что 
он открыл и показал Путь к Освобождению, Нирване. Но Путь мы должны осилить 
сами.
   Именно на этом принципе личной ответственности Будда допускает свободу для 
своих учеников. В Махапариниббана-сутте Будда говорит, что он никогда не думал 
о том, чтобы управлять Сангхой (Монашеская Община)*2, как и не хотел, чтобы 
Сангха зависела от него. Он говорил, что нет никакой тайной доктрины в его 
учении, ничего спрятанного в «сжатом кулаке учителя» (ачарьямуттхи), или говоря 
другими словами, ничего не «прятал в рукавах».
   Свобода мысли, допущенная Буддой, неслыханна где-то еще в истории религий. 
Свобода необходима, поскольку, согласно Будде, свобода человека зависит от его 
собственного осознания Истины, а не от благоволящей милости бога или любой 
внешней силы как награды за свое послушное хорошее поведение.
   Будда однажды посетил маленький городок Кесапутта в царстве Косала. Жители 
этого города были известны под общим именем Калама. Когда они услышали, что 
Будда находится в их городе, Калама посетили его и сказали ему: «Господин, есть 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-