|
как преимуществом для военного нападения, или что на протяжение его жизни в его
империи был какой-либо бунт или восстание. Напротив, по всей земле был мир, и
даже похоже, что страны за пределами его империи знали его благотворное
руководство.
Глупо говорить о поддержании мира через равновесие сил или угрозу ядерного
сдерживания. Мощь вооружений может породить лишь страх, а не мир. Невозможно с
помощью страха удерживать настоящий и длительный мир. Из страха могут прийти
только ненависть, злоба и враждебность, которые могут быть лишь на некоторое
время подавлены, но готовы взорваться яростью в любое мгновение. Настоящий и
истинный мир может возобладать лишь в обстановке метта, любви, дружественности,
свободной от страха, подозрения и угрозы.
Буддизм нацелен на создание общества, отказавшегося от разрушительной борьбы
за власть; где господствует мир и спокойствие вдали от побед и поражений; где
решительно осуждается преследование невиновных; где покоряющий себя почитается
больше, чем тот, кто покоряет миллионы в военном и экономическом сражении; где
ненависть побеждается добротой, а зло добром; где враждебность, зависть, злоба
и жадность не заражают умы людей; где сострадание является направляющей силой
поступка; где ко всем, включая мельчайшие живые существа, относятся со
справедливостью, заботой и любовью; где жизнь в мире и согласии, в мире
материального благополучия, направлена к высшей и благороднейшей цели,
постижению Высшей Истины, Нирваны.
Примечания
1) Не предполагается, что буддийские монахи, члены общины Сангхи имеют
личное имущество, но им позволено иметь общественное (Сангхика) имущество.
2) Здесь интересно отметить, что Пять Принципов или Панчашила индийской
внешней политики находятся в согласии с буддийскими принципами, которые великий
буддийский император Индии Ашока прилагал к государственному управлению в III
веке до н.э. Само выражение Панча-шила (Пять Заповедей или Добродетелей) — это
буддийский термин.
СЛОВАРЬ
Ачария Д учитель Авидджа — неведение, иллюзия, заблуждение Авиродха Д
непрепятствование, непротивостояние Авихимса Д (Ахимса) ненасилие Авусо — друг
(форма обращения среди равных) Авьяката Д (по отношению к вопросу) неотвеченное,
непроясненное; (нравственно) безразличное (ни хорошее, ни плохое) Адджава Д
честность, прямота Адинава Д плохие последствия, опасность, неудовлетворенность
Адхамма — злое, неправильное, несправедливое, безнравственное Адхимоккха Д
решимость Аккодха Д свобода от ненависти Акусала Д вредное, неправильное, злое,
плохое, дающее отрицательную заслугу Алая-виджняна Д «сознание-хранилище» Амата
— (санс. Амрита) бессмертие, синоним Нирваны Анагами — «Невозвращающийся»,
третья ступень в осуществлении Нирваны Анапанасати — внимательность к дыханию,
вид созерцания Анатта — Не-Душа, Не-Я Аничча Д непостоянное Арахант Д тот, кто
свободен от всех оков, омрачений и осквернений посредством осуществления
Нирваны на четвертой и последней ступени, и тот, кто свободен от перерождений
Ария-аттхангика-магга — Благородный восьмеричный Путь Ария-сачча Д Благородная
Истина Ассада Д удовольствие, привлекательность Атаккавачара — внелогическое
Атман — (пали Атта) душа, самость, «я» Аттадипа Д сам себе остров (защита)
Аттасарана Д сам себе прибежище Ахара — питание, поддержка Ачария-муттхи —
«сжатый кулак учителя», т.е., эзотерическая доктрина, тайное учение Аясма —
достопочтенный Аятана — «Область». Шесть внутренних областей: глаз, ухо, нос,
язык, тело, ум; шесть внешних областей: видимый образ, звук. запах, вкус,
осязаемые предметы и объекты ума (мысли, идеи, понятия) Бодджханга Д
Составляющая Просветления Бодхи, Бо Д (дерево) Дерево Мудрости, Ficus religiosa,
дерево, под которым Будда достиг Просветления Брахма Д высшее существо,
создатель вселенной Брахма-вихара Д высшее пребывание (во всеобщей любви,
сострадании, сочувствующей радости и невозмутимости) Брахмана — брамин, член
высшей индийской касты Будда — Пробужденный, Просветленный Бхава Д становление,
существование, непрестанность Бхавана Д «медитация», созерцание, культура ума
Бхайшаджья-гуру Д Учитель Врачевания Бханте — Господин, Достопочтенный Господин
Бхиккху Д буддийский монах, странствующий монах Бхисакка — лекарь, врач Вайшья
Д сельскохозяйственная и торговая каста, третья каста индийской кастовой
системы, член этой касты Ведана — ощущение, чувство Вибхава Д уничтожение,
Вибхава-танха желание уничтожения Винняна Д сознание Виннянахара — сознание в
качестве питания Випака Д последствие, исход Випаринама Д смена, изменение,
преобразование Випассана Д прозрение, аналитическое прозрение Вирага Д
непривязанность, свобода от желания Вирия — усердие Вичикичча Д сомнение
Вьяпада Д гнев, ненависть, злоба Дагаба — сингальское слово, производное от
палийского Дхату-габбха или санскритского Дхату-гарбха, буквально означающее
«палата мощей»; твердое куполоподобное сооружение, где хранятся мощи Будды,
ступа Дана Д щедрость, даяние, благотворительность Даса-раджа-дхамма — Десять
обязанностей царя Джара-марана — старость и смерть Джапи — рождение Доса Д гнев,
ненависть, злоба Дравья Д вещество Дуккха Д страдание, противоречие,
неудовлетворенность, бессодержательность, пустота Дхамма Д (санскр. Дхарма)
Истина, Учение, доктрина, праведность, благочестие, нравственность,
справедливость, природа, все обусловленные и необусловленные вещи и состояния
Дхамма-вичая Д поиск истины Дхамма-чакка (санскр. Дхармачакра) — колесо истины
Дхамма-чаккху — «Око истины» Дхьяна Д «транс», успокоение, состояние ума,
достигающееся высшим созерцанием Дэва — божество, небожитель, бог Индрия —
способность, чувственная способность, орган чувств Кабалинкархара Д
материальная пища Кальяна-митта Д добрый друг, который ведет тебя по верному
пути Кама Д чувственные удовольствия, желание чувственных удовольствий Камма Д
|
|