|
свобода мудрости, что означает свободу ото всех неверных воззрений, всякого
неведения, всей ложной философии, всех мнений. Именно эта тотальная духовная
свобода — свобода ума и сердца на вершине собственного существования — и есть
цель буддизма.
Однажды Будда, обратившись к ученикам, сказал: «Монахи! Так же, как вода во
всех четырех океанах на вкус одна — солона, так же и мое учение, мое
наставление на вкус одно — это вкус свободы» (vimuktirasa)91. Откуда бы мы ни
взяли воды — из Атлантического океана, Бенгальского залива, Дуврского пролива,
из Суэцкого канала, — она на вкус солона. Точно так же, на какой бы аспект
учения Будды вы бы ни взглянули — будь то «Четыре благородные истины»,
«Благородный восьмеричный путь», «Четыре основания памятования», «Четыре
брахмавихары», «Три тренировки» или «Тройное прибежище», — у всего этого будет
вкус свободы.
Это состояние полной духовной свободы, свободы ото всего обусловленного,
даже, как стало утверждаться в махаяне, от самого различения между
обусловленным и необусловленным, есть цель окончательных стремлений в буддизме.
В зависимости от свободы появляется знание разрушенности ашрав (санскр.
asravaksayajnana, пали asavak-khayanana). Человек не только свободен, — он еще
и знает, что свободен. Знает он это потому, что свободен от ашрав. Ашрава —
одно из совершенно непереводимых санскритских (или палийских) слов. Оно
означает своего рода психическую отраву, наводняющую ум. Это очень
выразительное слово. Ашрав насчитывают три. Есть kamasrava, что означает отраву
страстной тягой к переживаниям посредством пяти органов чувств. Далее, есть
bhavasrava — отрава тягой к какой бы то ни было форме обусловленного
существования, даже, как утверждается, существования в виде бога на небесах.
Наконец, есть avidyasrava — отрава духовным неведением. Когда эти отравы
исчерпаны и человек знает, что они исчерпаны, его называют просветленным. Он
прошел духовным путем до конца.
Эти двенадцать стадий, от «страдания » и вплоть до «знания разрушенности
ашрав», составляют вместе духовный путь (они образуют и высшую эволюцию в
полном ее развороте). Из этой формулировки очень просто усматривается, что вся
духовная жизнь — это процесс роста. Каждая последующая стадия на пути
представляет собою результат избытка, преизобилия, щедрого богатства
предшествующей стадии. Как только одна стадия достигает своей исполненности,
она непременно перетекает в последующую. Это же мы находим и в медитации.
Иногда спрашивают: «Если мы дошли до определенной стадии медитации, то как
войти в следующую?» Нет нужды задаваться таким вопросом. Если вы дошли до
определенной стадии и продолжаете культивировать ее, она все более
совершенствуется, исполняется, завершается и из самой ее исполненности она
своим собственным моментом движения перейдет в следующую стадию. Если вы
совершенствуете низшую стадию, то автоматически начинается переход к более
высокой стадии совершенства или развития. Вот что здесь происходит. Следующая
стадия пути рождается из предыдущей стадии, когда предыдущая стадия достигает
окончательной полноты. На деле нет нужды беспокоиться о следующем шаге и
следующей стадии. Беспокоиться нужно только о теперешней стадии.
Совершенствуйте ее. Можно иметь теоретическое представление о следующей стадии,
но не слишком об этом заботьтесь. Как только нынешняя стадия полностью
разовьется, она автоматически перейдет в следующую. Развивая до полноты,
культивируя внутри самих себя каждую последовательную стадию духовного пути
одну за другой, мы достигнем Просветления. (Из лекции №34: «Стадии духовного
пути», 1967)
САНГХА
ПОНЯТИЕ САНГХИ В ТРАДИЦИОННОМ СМЫСЛЕ
Сангха, или духовная община, — это третья из драгоценностей. Согласно
буддийской традиции, существует три уровня сангхи: арья-сангха, бхикшу-сангха и
маха-сангха. Разбор значения каждого из этих терминов позволит нам более полно
понять, что такое Сангха в традиционном смысле слова92.
Слово арья в составе выражения арья-сангха буквально означает «высокородный»
и в более широком смысле — «святой». В буддийской терминологии арья всегда
означает святость как «соприкосновение с трансцендентальным». Стало быть,
арья-сангха называется так потому, что состоит из святых личностей
(арья-пудгала), у которых есть некоторые общие им всем трансцендентальные
достижения и переживания.
Эти люди едины на духовном уровне, но вполне могут не находиться в
физическом контакте, ибо объединяет их общность духовных переживаний. На этом
уровне Сангха — это чисто духовное сообщество, совокупность индивидуумов из
разных частей света и разных эпох, располагающая одними и теми же духовными
достижениями и переживаниями, что снимает для них пространственно-временную
разобщенность.
Согласно общей основе убеждений и доктринальных положений, принятых всеми
различными школами буддизма, различаются четыре следующих типа святых: вошедшие
в поток (сротаапанна), единожды возвращающиеся (сакри-дагамин),
невозвращающиеся (анагамин) и архаты. Ими составлена духовная иерархия,
посредствующая между Буддовостью и обычной человеческой непросветленностью.
Путь к Просветлению, как учил Будда, может быть различными способами поделен
на последовательные стадии. Однако основным считается деление на три больших
этапа: этики (санскр. — sila, пали — sila), медитации (samadhi) и мудрости
|
|