|
золотой слиток (причина), из которой сделали орнамент (следствие). Здесь,
независимо от того, что мы называем причиной, что следствием, — золото одно и
то же, разрыва нет. Другая школа — асаткарьявадинов — утверждает, что причина —
одно, а следствие — другое. Оба подхода — саткарьявада и асаткарьявада, если их
логически отстаивать, превращают причинность в нечто невозможное. Если причина
и следствие реально тождественны, тогда мы и не можем реально говорить о
причине и следствии. Если же, напротив, причина и следствие совершенно различны,
как же мы можем соотнести их? И в этом случае также не остается места для
причинности. В буддизме отвергаются оба подхода, ибо сама постановка проблемы
считается неверной. Буддизм не учит ни саткарьяваде, тождеству причины и
следствия, ни асаткарьяваде, различию причины и следствия, а учит
пратитья-самутпаде, обусловливанию. В символически абстрактной форме это
выражено так: в зависимости от А появляется Б, и утверждается, что отношения
между А и Б не описываются ни тождественностью, ни различностью: эти две
категории просто не подходят.
Та же идея применима и к вопросу о перерождении. Согласно буддизму, неверно
спрашивать: «Та же ли самая личность родилась или же совершенно другая?» Тот,
кто родился, есть не тот, кто умер, но и не отличный от него. Может прозвучать
парадоксально, но строго ортодоксальная позиция буддизма состоит в том, что
есть перерождение, но нет перерождающегося.
Именно по этой причине в буддизме избегают выражений «переселение душ»,
«реинкарнация», «перевоплощение». Воплощение есть воплощение в теле;
перевоплощение — новое воплощение. Этот термин соотносим с выше приведенной
цитатой из Бхагавадгиты; у вас, дескать, есть маленькая душа (или устойчивое
«я»), которая перескакивает из одного тела в другое, оставаясь неизменной.
Правильный буддийский термин для этого — punarbhava (пали — punabhava), что
означает «восстановление», «новое становление», а не «перевоплощение».
В зависимости от сознания появляется имя-и-форма (пата-rupa). Здесь
нама-рупа — просто физическое тело (сначала тело эмбриона) вместе с тремя
другими психическими совокупностями: ощущением (vedana), распознаванием
(sanjna) и волевыми импульсами (samskara).
В зависимости от имени-и-формы появляются шесть основ (санскр. — sadayatana,
пали — salayatana). Шесть основ — это пять физических чувств и ум (который
рассматривается как шестое чувство или орган чувств). Их называют шестью
основами, потому что они составляют базис нашего переживания внешнего мира.
В зависимости от шести основ появляется контакт (санскр. — sparsa, пали —
phassa). Этот фактор представляет соударение органа чувств и соответствующего
объекта. Глаз, к примеру, входит в контакт с видимым образом, что приводит к
возникновению зрительного контакта. Так же и остальные пять чувств контактируют
с соответствующими им объектами чувств.
В зависимости от контакта появляется ощущение (vedana). По своему
происхождению ощущение бывает шести типов: происходящее от зрительного контакта,
от слухового. Каждый из типов подразделяется еще на три: приятное, неприятное
и нейтральное (т.е. ни болезненное, ни приятное).
В зависимости от ощущения появляется желание (санскр. — trsna, пали — tanha).
Тришна, страстное желание или жажда, бывает трех видов: кама-тришна,
бхава-тришна и вибхава-тришна. Кама-тришна — это желание переживаний от органов
чувств. Бхава-тришна — это желание продления существования, особенно
продолжение существования после смерти на небесах. Вибхава-тришна — желание
исчезновения или смерти. Именно эта стадия, на которой желание появляется в
зависимости от чувств, весьма важна, она даже, я бы сказал, критическая среди
всех остальных. Если на этой стадии человек способен не прореагировать на
ощущения появлением желания, то цепь может быть разорвана74.
В зависимости от желаний появляется привязанность (upadana). Любопытно
отметить, что привязанность бывает четырех видов. Обычно мы думаем только о
привязанности к материальным предметам — удовольствиям и обладанию имуществом.
Это только первый вид привязанности: к чувственным наслаждениям и переживаниям,
которые мы воспринимаем через глаза, уши, нос и т.д. Все мы знаем, каковы они,
поэтому нет необходимости на этом останавливаться.
Второй вид привязанности — к дришти, что буквально означает «взгляды», а
также мнения, рассуждения, верования, включая все виды философских и
религиозных суждений. Это весьма знаменательно. В буддизме полагают, что
привязанности к нашим собственным верованиям и убеждениям — нездоровые явления.
Это не значит, что вы не должны иметь никаких убеждений, но не следует быть
привязанным к ним. Вы можете спросить: «Как можно узнать, привязан ты к своим
убеждениям или нет? » На самом деле очень легко ответить. Часто, когда вы
спорите с кем-либо, вы возражаете тому, что вам говорят, отказываетесь принять
это и оспариваете, потому что предложенные вам доводы не безупречны, — но ваш
собеседник расстраивается и даже сердится. Когда некто поступает таким образом,
это происходит не из-за того, что высказанное мнение правильно или неверно с
объективной точки зрения, а просто проявляется привязанность к собственному
суждению. И то, что здесь неправильно, — это привязанность. Привязанность — вот
те оковы, которые приковывают нас к колесу рождения и смерти. Об этом полезно
помнить. От всего сердца принимайте «три прибежища», принимайте учение о карме
и перерождении, о «пяти совокупностях», принимайте учение Будды о медитации и
нирване. Конечно, принимайте все это и старайтесь осуществить все это на
практике. Но старайтесь не быть привязанными к этому, не цепляйтесь за это,
чтобы не чувствовать раздражения и не проявлять грубости, когда кто-нибудь не
соглашается с вами или выказывает сомнение.
Третий вид привязанности — к шиле и брате. Шила — «нравственность », а врата
|
|