Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Сангхаракшита - Буддизм: Основы Пути
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
усматривающая во всем и во всех свое, свое собственное, как лично свое, самое 
родное, как свое самое дорогое, любимое и ценимое. Таким образом, Мамаки 
радуется каждому, восторгается каждым и даже, можно сказать, относится к 
каждому как к себе самой. Она не делает различий между собою и остальными. Для 
нее все другие люди «свои», и они являются даже «ею самой». Ее цвет желтый.
  Пандаравасини
   Пандаравасини — супруга Амитабхи, красного Будды запада. Ее имя означает 
«облаченная в белое одеяние», что подразумевает облачение в чистоту и даже 
отделенность от остального чистотой. Этот образ напоминает об образе, которым 
Будда пояснял четвертую дхьяну. Будда говорил, что переживание четвертой дхьяны 
подобно состоянию человека, окунувшегося в знойный и пыльный день в воды 
прекрасного озера и облачившегося после купания в чистое белое одеяние. Это 
облачение в чистое белое одеяние выражает постепенное накопление всех своих 
энергий, особенно эмоциональных, а затем их отделение от возможного 
вредоносного внешнего влияния. Таким образом, Пандаравасини, одетая в белое 
одеяние, отъединена и отделена от влияния извне. Цвет ее самой светло-красный.
  Тара
   Тара, «Перевозчица на ту сторону», — супруга Амогхасиддхи, темно-зеленого 
Будды севера. Она перевозит через реку рождений и смертей — реку сансары54. 
Своим назначением она вызывает в памяти известную притчу Будды о плоте. Как 
плот помогает пересечь реку, но и только (ведь никто же не вздумает тащить плот 
с собою, уже переправившись на другой берег), так же и Дхарма — лишь средство 
для того, чтобы пересечь реку рождений и смертей и достичь другого берега, 
нирваны. Имя «Тара» часто переводят как «спасительница», но это может ввести в 
заблуждение. Лучше сказать, что Тара выражает установку так помочь людям, чтобы 
они помогли себе сами.
   Таковы пять «женских» образов Будд: Акашадхатишвари, «Владычица сферы 
бесконечного пространства »; Лочана, «Наделенная Оком»; Мамаки, «Делающая 
своим»; Пандаравасини, «Облаченная в белое одеяние»; и Тара, «Перевозчица на ту 
сторону». Эти пять женских образов вместе со своими супругами выражают 
различные аспекты единого и неделимого переживания Просветления, что в сущности 
своей есть переживание нераздельного двуединства мудрости и любви.
   Наконец, есть еще один заслуживающий упоминания момент развития того 
символического ряда, которым мы занимаемся. В эзотерической тантре Будды и 
Бодхисаттвы являются в двух аспектах: мирном и гневном. Это же относится и к 
пяти Буддам. Выше я рассказывал о пяти мужских и пяти женских образах Будды в 
их мирных формах. Теперь несколько слов и о гневных. Гневные формы наделены 
индивидуальными качествами в меньшей степени, чем мирные. Пять мужских образов 
Будд в их гневных обликах именуются «пятью Херуками». Их имена происходят от 
названия семейства, к которому они принадлежат. Так, есть Будда-Хёрука, 
Ваджра-Херука, Ратна-Херука, Падма-Херука и Карма-Херука. Каждого из них 
изображают в виде существа мощного и даже массивного телосложения, обнаженным, 
если не считать шкур тигра или слона, прикрывающих тело, и в ожерельях из 
человеческих черепов. Вокруг их торсов и рук обвиваются змеи. Обычно у них не 
меньше шести рук, иногда — гораздо больше. У них по три пылающих ока, 
вылезающих из орбит и выражающих ярость. Обычно их изображают в неистовом 
развороте вправо, попирающими врагов Дхармы. Каждый окружен ореолом пламени. 
Будда—Херука — темно-синий или черный, остальные соответственно синего, желтого,
 красного и зеленого цветов.
   Супруга Будда-Херуки, соответствующая женская Херука, известна также под 
своим именем Кродхешвари, что можно перевести как «Владычица гнева». Супруги 
остальных Херук называются по имени семейства так же, как и мужские формы. 
Итак: «Ваджрная Владычица гнева», «Драгоценная Владычица гнева», «Лотосовая 
Владычица гнева» и «Действенная Владычица гнева». Они обнажены или почти 
обнажены. Цвет их такой же, как цвет супругов, только посветлее, и они чуть 
меньших размеров. Их всегда изображают прильнувшими к супругу, иногда 
обнимающими его за шею.
   Такова символика пяти Будд в мужских и женских образах, в мирных и гневных 
формах. Это одна из наиболее важных, прекраснейших и наполненных смыслом 
образных систем во всем многообразии тантры55. Именно эта система образов 
упорядочивает, по меньшей мере, часть всех богатств тантры в такой форме, какую 
мы можем оценить, а то и воспринять. И, однако, находясь в окружении всех этих 
образов, мы никогда не должны забывать, что все они, «мужские» или «женские», 
мирные или гневные, выражают различные аспекты единого переживания Просветления,
 — различные аспекты Буддовости, воплощают и являются выражением духовного 
опыта. Памятуя об этом, мы, может статься, будем к ним восприимчивы. А став 
такими, мы сможем получить от них помощь, то есть, собственно говоря, получить 
помощь от творческих символов тантрического пути к Просветлению. (Из лекции 
№110: «Символика пяти Будд в мужских и женских аспектах », 1972)

ПЯТЬ ВИДОВ МУДРОСТИ
   Каждый из пяти Будд олицетворяет свой особый аспект мудрости. В совокупности 
эти аспекты называются «пять джнян», «пять мудростей» или «пять знаний».
   Первая из пяти мудростей — мудрость дхармадхату, символизируемая Вайрочаной. 
Она основная, а остальные четыре — ее аспекты. Термин дхармадхату достаточно 
сложен для перевода. Дхату означает «сфера», «область» или «поле», а здесь 
относится ко всей Вселенной; дхарма здесь — «реальность», «истина», 
«окончательное». Таким образом, дхармадхату — Вселенная, которая 
рассматривается как сфера проявления реальности, или же эта Вселенная 
постигается как исполненная реальности. Подобно тому, как все пространство 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-