|
или «рык»). Лев рычит ночью в джунглях, не опасаясь других зверей. Прочие звери
не смеют издать звук, потому что боятся врагов. Согласно мифам и легендам, лев
рычит для того, чтобы возвестить о своем праве на царствование во всех джунглях.
Вот почему с львиным рыком сравнивается бесстрашное возвещение истины Буддой —
это возвещение его владычества надо всей духовной вселенной.
Вайрочана — глава семейства татхагат, иначе Будд. Это знаменательно, ибо
предполагается, что Вайрочана — это Будда как таковой, а остальные Будды —
только аспекты. Один из наиболее важных представителей этого семейства Будд —
Манжушри, Бодхисаттва трансцендентальной мудрости.
Акшобхья
Он находится в восточном квадранте мандалы, цвет его темно-синий — это цвет
полночного неба в тропиках. Его имя означает «неколебимый», «недвижимый»,
«несокрушимый»; его эмблема — ваджра. Мудра Акшобхьи называется бхумиспарша,
или мудра «прикосновения к земле».
Его эмблематическое животное — слон, самый большой и сильный зверь из
обитателей суши. Не так-то просто отпихнуть слона! Традиционно слон считается
мудрейшим из животных. Акшобхья возглавляет семейство Ваджры, в которое входят
бодхисаттва (или Будда) Ваджрасаттва, а также множество других гневных божеств
(Будды, Бодхисаттвы, Самвара, Херука, Хеваджра и Бхайрава, защитники в гневных
обличиях), — вообще в семействе Ваджры гораздо больше гневных божеств, чем в
любом другом. Вероятно, это вызвано тем, что ваджра ассоциируется с мощью.
Ратнасамбхава
Он находится в южном квадранте мандалы.( Его цвет — желтый. — Прим. ред.)
Его имя — «Рожденный из сокровища», или «Дающий драгоценность», и естественно,
что его эмблема — драгоценность. Его мудра — это жест Трех Драгоценностей.
Эмблематическое животное Ратнасамбхавы — конь, ассоциирующийся с эпизодом,
когда исторический Будда покинул ночью свой дом, уехав на коне в сопровождении
лишь своего верного колесничего. Конь — буддийский символ, воплощающий скорость
и энергию как прану или жизненное дыхание. В тибетском буддийском искусстве
часто можно встретить образ скачущего по воздуху коня, несущего на своей спине
три драгоценности. Этот образ показывает, что достижение Просветления возможно
только путем сосредоточения и должного направления своих энергий. Ратнасамбхава
— глава семейства Драгоценности, включающего Бодхисаттву Ратнапани, а также
Джамбхалу, так называемого бога богатства, и Васундхару, богиню Земли.
Амитабха
Он находится в западном квадранте мандалы. Его цвет красный, имя означает
«Безграничный свет», а эмблема — цветок лотоса, что выражает духовное
возрождение и духовный рост.
Амитабха занимает исключительно важное положение в японском буддизме вплоть
до настоящего времени, особенно в школе дзедо син, где не поклоняются никаким
иным буддам и бодхисаттвам. Последователи этой школы советуют призывать
Амитабху по имени не для достижения Просветления, но для выражения
признательности за уже обретенный дар Просветления. Последователи этой школы
стремятся к посмертному возрождению в Сукхавати, «в стране блаженства», в
Чистой Земле Амитабхи50, находящейся в западном квадранте Вселенной, потому что,
как говорят, условия для достижения Просветления в Сукхавати гораздо более
подходящие, чем на Земле. Например, там никто не заботится о питье и еде,
которые появляются сами собой, нет нужды и в одежде, благодаря прекрасному
климату, там все время слышны слова поучений Будды Амитабхи, так что духовный
прогресс обеспечен.
Мудра Амитабхи означает медитацию: одна ладонь положена на другую, обе вверх.
Будучи связан с западом, Амитабха ассоциируется с заходящим солнцем и
исчезновением света. Так же и в медитации, сознание, уходя от материальных
объектов, вступает в некую темноту — более высокое состояние сознания, которое
для более низкого ума предстает как бы бессознательным.
Эмблематическое животное Амитабхи — птица, причем павлин, самая
блистательная из всех. Почему именно павлин, не совсем ясно, и приводятся
различные объяснения этому. Благодаря глазкам, видимым на хвостовых перьях
павлина, он иногда ассоциируется с сознанием, но здесь, кажется, это мало
подходит. Другое объяснение заключается в том, что павлин питается змеями, в
том числе и ядовитыми, что подразумевает неподверженность действию яда, т.е.
осквернению. Павлиньи перья очень часто используются в тантрических ритуалах.
Их ставят вместо цветов в сосуды с освященной водой.
Амитабха возглавляет Лотосовую семью, к которой относится много достаточно
известных духовных образов. Наиболее значимый среди них — Авалокитешвара,
Бодхисаттва сострадания. Здесь также находятся Падманартешвара, Курукулла и
Падмасамбхава.
Амогхасиддхи
Он находится в северном квадранте мандалы. Его цвет — зеленый. Его имя
означает «непременный успех» или «беспрепятственное осуществление», эмблема —
двойная ваджра (две скрещенные ваджры). Это весьма и весьма могущественный и
мистический символ (помимо всего прочего он отражает особый аспект единства
противоположностей). Мудра Амогхасиддхи выражает бесстрашие, одну из
героических добродетелей, которая высоко ценится во всех формах буддизма и,
возможно, более всего в тантре51.
Эмблематическое животное, связанное с Амогхасиддхи, гаруда — получеловек,
полуптица, у которого мужское или женское человечье туловище, а ноги и крылья —
птичьи. Амогхасиддхи возглавляет семейство кармы, или действия. Действие
символизируется мечом. Из этого семейства более других известна зеленая Тара.
|
|