|
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Гаутамы Будды, «Света Азии»,
известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в
Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от
светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали
молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала
ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал
разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к
полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во
многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям,
но ничто не удовлетворялоего. Тогда он решил положиться на свои собственные
силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей,
он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных
страданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сид-дхартха стал
Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии
и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам,
Тибет, Китай, Японию и Корею.
Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в
форму бесед и в течение долгого времени, из поколения в поколение, они устно
передавались от одних учеников к другим. Источником нашего знания об учении
Будды в настоящее время является главным образом «Трипитака» («Три корзины
учений»),о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми
близкими его учениками.
Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и
«Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая является
собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской
философии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии.
Они написаны на языке пали.
С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что это
привело к разделению их на различные школы. Самые известные религиозные школы
буддизма — хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в
настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература этой школы
написана на языке пали. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и
верность учению Будды. Махаяна распространилась главным образом на севере — в
Тибете, Китае и Японии. Свои философские труды она излагала на санскрите,
благодаря чему и на этом языке появилась обширная буддийская литература.
Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих
переводах она сохранилась в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим
переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских
текстов, утерянных в Индии.
Так как буддизм процветал во многих странах, он приобретал национальный
колорит этих стран и изменялся под влиянием прежней религии и убеждений
обращаемых. Возникшие в результате этого религиозные школы буддизма были так
многочисленны и общая масса философских работ на различных языках настолько
велика, что для полного ознакомления с буддийской философией не хватило бы
жизни даже такого человека, который сочетал бы в себе эрудицию лингвиста и
глубину мышления философа. Наше описание буддийской философии по необходимости
будет кратким и потому не дающим исчерпывающего представления. Сначала мы
попытаемся осветить главные стороны учения Будды в том плане, как они изложены
в приписываемых ему беседах, а затем ознакомим читателя с некоторыми системами
буддийской философии, разработанными позднее его последователями в различных
школах, и закончим кратким очерком главных направлений религиозных школ хинаяна
и махаяна.
II. УЧЕНИЕ БУДДЫ— ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
1. Отрицательное отношение к метафизике
Будда был главным образом учителем этики и реформатором, но не философом.
Знакомство с его просветлением указывает человеку путь в жизни, который ведет к
освобождению от страдания. Когда кто-нибудь задавал Будде метафизические
вопросы о том, отлична ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или
бесконечен мир, вечен он или невечен и т. д.,— он отказывался отвечать. Он
считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых нет достаточных
возможностей, приводит лишь к образованию различных пристрастных мнений,
напоминающих противоречивые односторонние описания слона, сделанные слепыми,
которые ощупали различные части его тела 1.
Будда, приводя в пример ряд метафизических взглядов предшествовавших ему
мыслителей, показал, что все они отличаются друг от друга, так как они
основывались на неопределенном чувственном опыте, желаниях, надеждах и
опасениях 2. Будда неоднократно указывал, что следует избегать умозрений
подобного рода, ибо они не только не приближают человека к его единственной
цели — архатству (состоянию освобождения от всякого страдания), но, наоборот,
запутывают его в им же самим сплетаемую сеть теорий 3. Самая настоятельная
задача — положить конец несчастьям.Тот, кто посвящает себя теоретическим
умствованиям оду-ше и мире,изнывая в то же время от страданий, поступает как
глупец, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзив-
1 Ср. R h v s Davids, Dialogues of the Buddha, I, Pp. 187—188.
2 «Brahma-jala-sutta» (см. там же, стр. 52—55). 8 Там же, стр. 44.
шуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта
|
|