|
нами ни духовных, ни недуховных свойств. Ввиду того что реальность лишена
воспринимаемых свойств, она называется шунья. Но это лишь отрицательная сторона
первичной реальности; она показывает
только то, чего у нее нет. В «Ланкаватара-сутре» (цитируемой самим
Мадхавачарьей) утверждается, что реальная природа объектов не может быть
установлена интеллектом и поэтому не может быть описана. То, что реально,
должно быть независимым — его существование и происхождение не должно зависеть
от чего-либо другого. Однако все, что мы знаем, зависит от каких-то условий и,
значит, не может считаться реальным. Но обо всем нам известном нельзя сказать,
что оно и нереально, ибо несуществующая вещь, такая, как воздушный замок, не
может стать существующей. Сказать, что она одновременно и реальна и нереальна
или что она ни реальна, ни нереальна, было бы совершенно непонятным выражением1.
Эта неопределимая, неподдающаяся описанию реальная природа вещей называется
и/г/нья/па—пустота. Вещи кажутся существующими, но когда мы пытаемся
представить реальную природу их бытия, наш ум попадает в тупик. Вещи не могут
быть названы реальными или нереальными; они не могут быть определены как
реальные и в то же время нереальные, а также их нельзя считать ни реальными, ни
нереальными.
Из вышеприведенных аргументов видно, что о неописуемой природе вещей мы
судим на основании факта зависимости их бытия от других вещей или условий.
Нагарджуна говорит поэтому:
«Факт зависимости происхождения называется у нас шуньята»2. «Нет дхармы
(свойства) вещей, которая не зависела бы от некоторого другого условия в
отношении своего происхождения. Поэтому нет дхармы, которая не есть шунья» 3.
Отсюда становится ясным, что шунья является только условным свойством вещей, а
также обозначает их последовательную извечную переменчивость и неопределимость,
или неописуемость4.
Этот взгляд носит название среднего пути, потому что он избегает крайних
точек зрения, отрицая, например, как абсолютную реальность,
1 Madhavacarya, Sarva-Darsana-Sangraha, ch. II.
2 Madhyamika-sastra, ch. 24, Karika 18. 8
3 Там же, Karika 19.
4 S о g e n, Systems, pp. 14 и 194—198; S u z u k i, Outlines of Mahayana
Buddhism.
так и абсолютную нереальность вещей и доказывая условный характер их
существования. Вот почему, как мы видели, и сам Будда 1 называл теорию
зависимого происхождения средним путем. Итак, Нагарджуна говорит 2, что
шунья-вада называется средним путем потому, что она заключает в себе теорию
зависимого происхождения.
Признание мадхьямиками обусловленного характера вещей, из-за которого
невозможно установить их собственную природу — их реальность или нереальность,—
можно также рассматривать как разновидность релятивизма. Каждое свойство вещи
обусловлено чем-то другим, поэтому ее существование связано с этим условием.
Следовательно, шунья-ваду можно истолковать в духе релятивизма, который гласит:
ни одна вещь, ни одно явление, данное в опыте, не имеет своего неизменного,
абсолютного, независимого свойства и поэтому невозможно сказать, что описание
какого-либо феномена (явления) должно быть безусловно правильным.
К этой философии феноменов (или вещей, какими они нам представляются)
мадхьямики прибавляют философию ноуменов (или реальности в себе). Учение Будды
о зависимом происхождении, непрерывности и т. д., по их мнению, применимо
только к миру явлений, к вещам, познаваемым обычным опытным путем. Но если
достигнута нирвана, в которой условия чувственного восприятия и возникновение
феноменов контролируются, то какова в данном случае природа такого опыта? Тут
уже неприменим условный характер истинности феномена. Мадхьямики поэтому
считают, что за феноменологической реальностью имеется трансцендентная
реальность (ноумены), свободная от изменяемости, обусловленности и других
свойств, присущих феноменам. Нагарджуна говорит: «Есть две истины, от которых
зависит учение Будды о Дхарме: одна эмпирическая (самврити-сатья),
предназначенная для обыкновенных людей, и другая трансцендентная
{парамартха-сатья) истина. Тот, кто
1 См. S u z u k i, Outlines of Mahayana Buddhism.
2 «Madhyamika-sastra», ch. 24, Karika 18.
не знает разницы между этими двумя истинами, не может понять глубокой тайны
учения Будды» 1.
Истина низшего порядка — это только средство для достижения высшей истины.
Опыт человека, находящегося в состоянии нирваны, не может быть описан, ибо он
выходит за рамки обычного опыта. Его можно представить лишь отрицательно,
изображая с помощью слов, относящихся к обычному опыту. Нагарджуна поэтому
описывает нирвану рядом отрицаний: «То, что непознаваемо обычным способом, не
приобретается вновь, не разрушается, не вечно, не подавлено, не порождено,—
называется нирваной» 2. Подобно нирване, не может быть описана и природа
Татхагаты — того, кто достиг нирваны. Вот почему, когда у Будды спросили, что
происходит с Татхагатой после достижения им нирваны, он отказался ответить на
этот вопрос.
То, что Будда не отвечал на метафизические вопросы, касающиеся
неэмпирических вещей, может быть истолковано в том смысле, что он верил в
|
|