|
Проблема освобождения является очень важной, но еще более важно выяснить, кто
или что такое Будда. Когда это усвоено, буддизм раскрывается во всем своем
великолепии. Что же думали индийские философы о Будде?
Одной женщине довелось жить во времена Будды. Она родилась тогда же, когда и
Будда, и жила в восточной части того же самого города. Она питала к Будде
исключительную неприязнь и даже не желала видеть его. Всякий раз, когда он
проходил мимо, она убегала прочь, но куда бы она ни пряталась от него, он всюду
снова появлялся у нее на пути. Когда же она закрывала лицо руками, к великому
ее
изумлению, он появлялся у нее между пальцами... Спору нет, это прекрасно и
поучительно.
Теперь поинтересуемся точкой зрения дзэна.
Один монах пришел к Энкану Сайану, ученику Басе, и спросил: "Каково
первозданное
тело Вайрочаны?"
Учитель сказал: "Будь любезен, подай мне тот кувшин с водой". Монах исполнил
просьбу учителя. Затем учитель попросил поставить кувшин на место, что монах и
сделал. Но не получив, по его мнению, ответа на свой вопрос, он снова спросил:
"Каково же первозданное тело Вайрочаны?" Учитель с сожалением сказал: "Много
времени прошло с тех пор, как умер старик Будда".
Этих двух примеров, мне кажется, достаточно, чтобы увидеть разницу между
китайским и индийским умом в отношении дзэна.
II
История дзэна начинается с приходом Бодхидхармы (Бодайдарума) с запада в 520 г.
н.э. Он явился в Китай с особым посланием, сформулированным в следующих стихах:
Особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами,
Независимость от всякого рода буквы.
Прямой контакт с духовной сущностью человека.
Проникновение в глубины внутренней природы человека
И достижение совершенства Будды.
Эти четыре высказывания, определяющие основные принципы учения дзэн, в отличие
от уже существующих ранее китайских школ буддизма, появились позже и не
принадлежали самому Бодхидхарме. Мы не можем точно сказать, кто был их
действительным автором, так как не располагаем какими-либо определенными
данными. Один историк, Сокан, который, по утверждению школы тянь-тай, написал в
1237 г. книгу по истории буддизма, озаглавленную "Точная родословная доктрины
шакьи", приписывает их Нансэну Фугвану. Не исключена возможность, что
вышеупомянутые высказывания родились в те дни, когда Басе, Хякудзе, Обаку,
Сэкито и Якусан пользовались большой популярностью в провинциях "Запад реки" и
"Юг озера". Принято считать, что именно тогда эти китайские буддисты,
вдохновленные Бодхидхармой, создали школу дзэн. До этого они, с одной стороны,
предавались в какой-то степени философствованию, а с другой - созерцанию, и
были
не знакомы с прямым методом дзэна, который ведет непосредственно к просветлению
и совершенству Будды, минуя все многочисленные подготовительные стадии, о
которых говорят ученые.
О жизни Бодхидхармы мы можем узнать из двух источников. Первый представляет
собой самый ранний исторический труд. Он принадлежит Досэну и называется
"Биографии великих жрецов". Выпущен он был в 645 г., на заре развития династии
Тан. Его автор был основателем китайской секты виная и, вместе с тем, видным
ученым. Однако новая школа, известная под именем дзэн, достигла своей зрелости
только после него, при Шестом патриархе Эно, которому было всего девять лет,
когда Досэн написал свою книгу.
Другим источником является "История передачи света истины", составленная
Догэном
в 1004 г. (ранний период правления династии Сун). Следует отметить, что она
была
написана дзэн-буддийским монахом тогда, когда дзэн получил уже всеобщее
признание как особая ветвь буддизма, и содержала высказывания его учителей, а
также их биографии. Автор этой книги часто ссылается на авторитет более ранних
|
|