Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Дайсэцу Тайтаро Судзуки - Основы дзэн-буддизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-
 

В некоторых отношениях тот вид обучения, который превалирует в дзэндо, 
несомненно, отстает от времени. Но основные принципы такие, как упрощение жизни,
 
борьба с праздностью, ленью, независимость личности и то, что называют "тайной 
добродетелью", вечно живы. Последнее в особенности является самым характерным 
признаком дисциплины дзэна. "Тайная добродетель" означает совершение добра без 
мысли о признании его другими и самим собой. Христиане могут назвать это 
выполнением воли Всевышнего. Я прыгаю в воду, чтобы спасти утопающего ребенка. 
Что было нужно сделать, сделано. И думать об этом больше не надо, я иду дальше, 

не оборачиваясь. Проплывает облако, и небо снова чистое и голубое. Дзэн 
называет 
это "поступком без заслуги" и сравнивает его с работой человека, который 
пытался 
наполнить колодец снегом. Таков психологический аспект "тайной доктрины". С 
религиозной точки зрения, она состоит в том, чтобы относиться к миру с 
почтением 
и благодарностью, чувствуя, будто несешь на своих плечах все грехи мира. Одна 
пожилая женщина спросила Дзесю: "Я являюсь представительницей пола, который 
встречает пять преград в достижении совершенства Будды, каким образом я смогу 
когда-либо избавиться от них?" Учитель сказал: "О, пусть все остальные люди 
родятся на небе, и пусть будет так, чтобы я, эта скромная личность, один 
продолжал страдать в этом океане боли". Вот что должен чувствовать истинный 
ученик дзэна. Нижеследующая история также касается идеи продолжительного 
страдания. Район Дзесю (учителей часто называют именем, связанным с названием 
монастыря или района, в котором этот монастырь расположен), к которому 
относился 
монастырь учителя, славился своим прекрасным каменным мостом. Один монах пришел 

однажды к учителю и спросил: "Мы столько много слышали о великолепном каменном 
мосте Дзесю, но то, что я вижу здесь, представляет собой не что иное, как 
жалкий, старый деревянный мост". Дзесю ответил: "Ты видишь только деревянный, а 

каменный мост Дзесю ты не в состоянии видеть". - "Что же в таком случае 
представляет собой каменный мост?" "По нему идут лошади, по нему идут ослы", - 
ответил Дзесю. Это кажется простым разговором о мосте, но с внутренней точки 
зрения, в нем содержится глубокая истина, касающаяся сущности духовной жизни 
человека. Интересно, о каком же мосте здесь идет речь? Имел ли Дзесю в виду 
только мост своего монастыря? Давайте поразмыслим и посмотрим, не обладаем ли 
мы 
"мостом", через который идут не только лошади и ослы, мужчины и женщины, 
повозки, тяжелые и легкие, но вся Вселенная со всеми своими безумствами и 
страданиями, мост, по которому не только идут, но довольно часто тяжело ступают,
 
произнося проклятия; мост безропотно терпит все страдания. Но эту идею 
страдания 
не следует понимать в том смысле, какой придают ей христиане, считая, что 
человек должен посвящать все свое время молитве и умерщвлению плоти с целью 
избавления от греха. У дзэн-буддийского монаха нет никакого желания избавляться 

от греха, так как в этом избавлении еще присутствует идея "я", или эго, а дзэн 
свободен от эгоизма. Дзэн-буддийский монах желает спасти мир от рабства, а что 
касается его собственного греха, он предоставляет его самому себе, так как 
знает, что он чужд его природе. По этой причине он может стать человеком, о 
котором говорят, что он "плачет так, как если бы он не плакал, и радуется так, 
как если бы он не радовался; обладает, не присваивая, и живет в этом мире так, 
как будто он не от мира сего". Иисус Христос говорит: "Когда ты творишь добро, 
пусть твоя левая рука не знает того, что творит правая, дабы добро твое 
осталось 
в тайне". Это и есть "тайная добродетель" буддизма. Но, продолжая, Христос 
говорит, что "Отец твой, незримо наблюдающий за тобою, вознаградит тебя". Здесь 

мы видим существенные расхождения между буддизмом и христианством. Покуда 
существует какая-либо мысль о ком-то, будь то Бог или дьявол, который знает о 
ваших поступках, вы, по словам дзэна, "еще не являетесь одним из наших". 
Поступки, сопровождающиеся такой мыслью, не являются бескорыстными. В них 
немало 
следов эгоизма. Если какой-то дух следит за вами, то он мгновенно схватит вас и 

заставит отчитываться за свои поступки. В совершенном платье не видно швов ни 
снаружи, ни внутри: это одно сплошное изделие, и никто не может сказать, где 
оно 
начинается и как оно было соткано. Поэтому в дзэне не должно оставаться даже 
тени сознания о совершенном добродетельном поступке и тем более - мысли о 
вознаграждении, даже Богом. Идеал дзэна - стать "ветерком, который дует туда, 
куда ему хочется, или звуком, который мы слышим, но не знаем, откуда он 
появляется и куда исчезает".

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-