|
Если мы уходим все дальше и дальше в темные дебри,
Как мы можем избавиться от рождения и смерти?
Говоря о медитации, практикуемой в махаяне,
Мы не можем подобрать слов, чтобы выразить свое восхищение ею.
Добродетели совершенства такие, как щедрость и добрый нрав,
Произнесение имени Будды, покаяние и аскетическая дисциплина
И многие другие добродетельные поступки -
Все это следствие практики медитации.
Даже те, кто практиковал ее хоть раз,
Увидят, как исчезает их дурная карма:
Нигде их не будет преследовать зло,
И Чистая Земля откроется им.
С трепетом в сердце пусть постигнут они эту истину
Хоть раз,
И пусть они восхваляют ее, и радуются ей
И радость их не будет знать предела,
Так как внутреннее созерцание
Свидетельствует о глубоком самосознании,
В котором открывается, что внутренняя природа - это вовсе не
природа.
В связи с тем, что они действительно пошли за пределы логики,
Ворота единства причины и следствия открываются перед ними,
И они входят на прямую дорогу, на которой отсутствует двойственность
и тройственность.
Пребывая в абсолютном и находясь в мире частного,
Они всегда остаются непоколебимы в любой жизненной ситуации.
Научившись мыслить без мыслей,
На каждом шагу они слышат голос истины.
Как необъятно небо высшего самадхи.
Как лучезарен свет Мудрости.
Чего им не хватает в этот момент?
Когда вечная истина открывается им,
Эта самая земля становится им раем,
А тело - телом Будды.
Лекция длится около часа. Она совершенно отличается от обыкновенной лекции на
религиозные темы. Ничего не объясняется, не выдвигается никаких аргументов,
никаких оправданий, никакого рассуждения. Учитель, как правило, просто выражает
словами то, что написано в книге, которая находится перед ним. В конце три раза
повторяется "Четыре великие клятвы", и монахи расходятся. Вот эти клятвы:
Как бы много ни было живых существ, я клянусь спасти их всех;
Какими бы неистовыми ни были дурные страсти, я клянусь искоренить их;
Какими бы непостижимыми ни были священные доктрины, я клянусь изучить их;
Каким бы трудным ни был путь Будд, я клянусь достичь на нем совершенства.
VII
Кроме лекций во время сэссина они практикуют то, что называют сан-дзэном (сан-
чань, дословно означает "достижение или изучение дзэна"). Заняться сан-дзэном -
это означает пойти к учителю и, изложив свою точку зрения относительно какого-
нибудь коана, выслушать критические замечания. В те дни, когда сэссин
специально
не проводится, такие беседы, как правило, состоятся два раза в день, но в
период
"собирания мыслей" - что и подразумевается под словом "сэссин" - монах должен
видеть учителя четыре или пять раз в день. Такие визиты к учителю носят частный
характер. Когда-то это делалось публично, и все мондо (вопросы и ответы) имели
место перед всеми собравшимися, как это сказано в "правилах" Хякудзе. Но позже
появились нежелательные осложнения, такие как формализм, подражание и другие
глупости. Поэтому в современном дзэне сан-дзэн носит всегда частный характер,
за
исключением отдельных особых случаев. Каждый монах должен в индивидуальном
порядке явиться в комнату, где состоится беседа, проходящая в формальной и
торжественной обстановке. Когда монах появляется у порога учителя, он совершает
три поклона, простираясь ниц на полу. Затем он входит в комнату, сложив руки
ладонями вместе у груди, и когда он подходит к учителю, он садится и еще раз
кланяется. В этой комнате пренебрегают всеми мирскими условностями. Если с
|
|