|
богов и укрепляли мир, населенный людьми.
Понятие «аша» имело и этический смысл. Считалось, что аша руководит поведением
человека. Истина, справедливость, верность и смелость – качества, присущие
человеку. Добродетель – естественный порядок вещей, а порок и зло – его
нарушение. Таким образом, слово «аша» перевести трудно, различные понятия
соответствуют ему в разных контекстах: «порядок» – там, где речь идет о
вещественном мире, или же «истина», «справедливость», «праведность» – там, где
говорится о нравственности.
Ложь и искажение истины, которые противопоставлялись аша, назывались
по-авестийски друг (в санскрите друх). Согласно нравственным представлениям,
все люди делились на ашаван –«праведных», которые придерживаются аша, и
другвант –«приверженцев зла». В те времена люди явно придавали большое значение
общественным отношениям, которые являлись так же жизненно важными для степняков
в каменном веке, как и для городских обществ, ведь племена должны были
заключать соглашения друг с другом относительно границ своих пастбищ, а люди
между собой – о пастьбе скота. Кроме того, они вступали в такие
общечеловеческие отношения, как помолвки и свадьбы, обмен товарами и приемы
гостей.
Одно обстоятельство, которому законодатели и жрецы, по-видимому, придавали
огромное значение, – это святость данного человеком слова. Слово должно было
вызывать почтение как жизненно важное выражение аша. Признавались, очевидно,
два рода обязательств. Во-первых, торжественная клятва, называвшаяся *варуна
(возможно, от индоевропейского корня вер –«связывать»), по которой человек
обязывался делать или же не делать что-либо, совершать или не совершать
какой-то поступок. Во-вторых, это было соглашение или договор, называвшийся
митра (возможно, от индоевропейского мей –«меняться»), по которому две стороны
совместно договаривались о чем-то. В обоих случаях считалось, что сила таится в
произнесенной клятве. Эта сила считалась божеством, которое будет содействовать
и поддерживать человека, верного своему слову, но оно же поразит жестоко лжеца,
нарушившего слово.
В ордалиях – испытаниях людей, давших клятву, – эта месть проявлялась.
Случалось, человека обвиняли в том, что он не держал данного слова, но он
отрицал это. Тогда несчастного подвергали испытанию водой (если речь шла о
клятве) илиогнем (если дело касалось договора), чтобы он мог доказать свою
правоту. Один из примеров испытания водой описывается в санскритском тексте
Яджнавалкйя (Яджнавалкйя 2,108 и сл.). Обвиняемый должен был погрузиться под
воду, держась за ноги стоящего рядом человека. Погружаясь, он произносил
следующие слова: «Воистину защити меня, Варуна!» В этот момент стреляли из лука,
и быстрый бегун бросался вслед за стрелой. Если бегун возвращался со стрелой
до того, как обвиняемый под водой погиб, это означало, что Варуна, бог клятвы,
щадил и оправдывал его. Если же несчастный умирал, значит, он был виновен, и на
этом дело заканчивалось. Одно из испытаний огнем заключалось в том, что
обвиняемый должен был пробежать по узкому проходу между двумя пылающими
поленницами. Если он оставался живым, значит, Митра, бог договора, провозглашал
его невиновным. В огненных ордалиях использовали и расплавленную медь, которую
выливали на обнаженную грудь обвиняемого.
В результате судебных процедур Митра и Варуна стали более тесно ассоциироваться
с теми стихиями, посредством которых они убивали или щадили. Варуна получил
прозвище «Сын вод» (Апам-Напат), под которым он только и известен в Авесте[6 -
Предложенное М. Бойс отождествление ведийского Варуны с авестийским Апам-Напат
не является общепринятым.]. Считалось, что он живет в водах моря Воурукаша.
Митра же соответственно стал богом огня, и люди верили, что он сопровождает
солнце, величайшее из всех огней, в его ежедневном движении по небу и следит за
теми, кто хранит верность договору, а кто его нарушает. И Митру и Варуну
глубоко почитали и превратили в великих богов, с которыми были связаны многие
верования. Представления о них настолько расширились, что они могли
соответственно рассматриваться как олицетворения верности и истины. Оба они
получили звание асура, или по-авестийски ахура («бог», «господин»).
Эти ордалии, когда обращались к двум могучим божествам, были чрезвычайно
опасными, и в исторические времена решение о проведении такого испытания
принимали верховные жрецы или вожди общины. Образ мудрого священнослужителя,
знающего законы, видимо, лежит в основе представлений о третьем из величайших
богов, по-авестийски Ахура-Мазда («Господь мудрости») . Ахура-Мазда –верховное
божество, стоящее гораздо выше Митры и Апам-Напата, чьими действиями он
управляет и руководит. Ахура-Мазда в представлении верующих ни с какими
природными явлениями не связывается, но является воплощением мудрости, которая
должна управлять всеми действиями и богов, и людей. В Ригведе он именуется
Асура («Господь»), н в одном из гимнов к двум меньшим божествам обращаются так:
«Вы оба заставляете идти дождь с неба по божественной власти Асуры… вы оба
защищаете свои законы по божественной власти Асуры. По истине-рта вы правите
миром» (Ригведа 5, 63, 7). Три эти божества – высоконравственные создания,
поддерживающие порядок аша–рта в мире и сами ему подчиняющиеся. Такие
возвышенные представления были выработаны протоиндоиранцами давно, еще в
каменном веке, поскольку они глубоко пронизывают религиозные верования народов,
ведущих от них свое происхождение. Протоиндоиранцы почитали также нескольких
«абстрактных» божеств
|
|